Читая комментарии к своим статьям о действиях мотопехоты, я нередко сталкиваюсь с достаточно типичными вопросами. А что если на твои БТР-ы выедет танк? А что если вылетит самолет? А что если выплывет линкор? Ладно, про линкор еще не спрашивали. Зато регулярно пытаются «создать» некий супер-универсальный танк или БМП или БТР, которые должен одинаково хорошо справляться со всеми невзгодами и проблемами, ожидаемыми от противника. Давайте попробуем еще разочек рассмотреть эти вещи на примере БТР-ов и боевых групп, про которые я так часто пишу.
Одним из важнейших вопросов, который многие читатели не понимают, будет то, как наступающая тактическая группа справляется со своими задачами. Чем подавляет и поражает цели и обеспечивает себе продвижение вперед. Например, один из вопросов, который я получил к своей статье про Дриллинг-батальон. Мол, что толку в этом Дриллинге (машине поддержки мотопехоты с малокалиберными автоматическими пушками), если ПТ пушка первая откроет огонь, хана твоему Дриллингу. Не знаю, почему он мой, но это не главное. На месте Дриллинга может оказаться какая угодно техника какой угодно страны. Самая главная ошибка здесь в том, что все действия на поле боя низводятся до дуэльного противостояния. Но в реальности всё несколько иначе. Дриллинг на поле боя не один, он действует в составе мотопехотного батальона. Но и батальон на поле боя не один, он действует в составе бронегруппы – этакой батальонной тактической группы, на современный лад, а то и группы размером в хороший полк, всё-таки в годы ВМВ действовали достаточно масштабные подразделения. И эти самые Дриллинги там нужны не сами по себе, их задача – прикрывать танки.
Танки идут впереди построения, и те ПТО, которые не были уничтожены или подавлены артогнем, которые внезапно открывают огонь по танкам, должны быть как можно скорее подавлены и приведены к молчанию. В обычной боевой группе эту задачу решает, например, мотопехота на БТР – огнем своих пулеметов, а также минометов и 75-мм орудий, установленных на БТР, мотопехота может быстро и эффективно подавить ПТО противника. А обнаружить их позволяет отсутствие крыши и большее количество глаз наблюдателей у мотопехоты, в сравнении с танками. Мотопехота на БТР значительно менее слепая, а большая плотность огня и относительно короткое время реакции позволяют ей эффективно прикрывать идущие впереди танки от огня ПТО, ПТР и оружия ближнего боя.
Но эффективность огня и скорость реакции никогда не будет лишней, поэтому в 1944-м году в штат мотопехотных батальонов на БТР были введены машины с автоматическими 15-мм пулеметами и 20-мм пушками. Они могли подавлять и поражать ПТО и быстрее, и эффективнее, и на большей дистанции. А пока позиции орудий находятся под подавляющим огнем, можно предпринять меры, чтобы они более не беспокоили атакующую группу. Можно выделить часть танков на уничтожение орудий. Можно навести минометы мотопехотного батальона. Можно привлечь 150-мм самоходки мотопехотного полка. Можно указать на эту цель передовому артнаблюдателю самоходного дивизиона, чтобы на головы противотанкистов посыпались 105-мм и 150-мм гаубичные гранаты. Можно, наконец, дать туда несколько дымовых снарядов 75-мм орудий или дивизионной артиллерии, и прикрываясь дымом, проехать сектор обстрела орудий. И продолжать атаку дальше.
Второй часто возникающей в комментах ситуацией был внезапно появляющийся откуда ни возьмись танк, который эти БТР разнесет просто с одного осколочного снаряда. И что ему, мол, ответит эта двадцатимиллиметровка? Значит и фигня это полная. Подход интересный. Получается, в армии нужны вообще только танки и противотанковые САУ, потому что всё остальное запросто уничтожается танком с одного осколочного снаряда. Поэтому, видимо, надо отказаться от пехоты, артиллерии общего назначения, в том числе самоходной, снабжения, ремонта, саперов, полевых кухонь. А то что, выедет так танк на полевую кухню, что ему повар своей поварешкой сделает? Ничего. Значит не нужен. Вообще, если внимательно посмотреть на устройство мотопехотного батальона и даже полка образца 1944-го года, то выяснится, что противотанковых орудий в нем нет…вообще. Ни одного. В 1943-м еще немного было, три буксируемых ПТО в батальоне и три буксируемых ПТО в полковых частях, а в 44-м нет ни одного. Из всех более-менее применимых противотанковых средств у мотопехоты есть только ручные гранатометы (Панцершрек, например) и кумулятивные гранаты к короткоствольным 75-мм пушкам.
В чем же дело? Может быть, в 44-м году не было советских танков? Да нет, были. Просто задачи мотопехотного батальона на БТР практически неразрывно связаны со взаимодействием с танками. БТР-щики не сами по себе действуют, они нужны для того, чтобы действовать вместе с танками в составе боевой группы. И пока мотопехота защищает свои танки от ПТО, танки обеспечивают поражение бронецелей. Поэтому тому Т-34 или Шерману, который захочет «полакомиться» тонкой броней БТР-а, скорее всего придется пообщаться с Pz.IV или Пантерой. А буксируемые пушки только задерживали бы боевую группу, вероятнее всего поэтому от них в полку избавились. Если же какой-то из составных частей боевой группы нет, например, танков, пехоты, саперов или артиллерии, то не будет и полноценного взаимодействия, эффективность действий резко снизится, а потери возрастут. Задачи будут решаться медленнее, и для их успешного решения потребуется значительно большее численное превосходство.
Аналогично это работает и на более высоком уровне. Сам танк, Дриллинг или БТР с десантом воюет не сам по себе и не в дуэльном противостоянии с конкретной пушкой противника. Он воюет с составе роты. В мотопехотной роте есть как обычные БТР с десантом, так и средства их поддержки. Но и мотопехотная рота воюет не одна, а часто в составе мотопехотного батальона. В котором еще несколько таких рот, а также рота тяжелого вооружения. Батальон также может быть поддержан полковой батареей 150-мм САУ и саперной ротой с огнеметными машинами. Но и сам по себе батальон не воюет с обороной сам — он это делает в составе боевой группы с танками, саперами и самоходной артиллерией. Однако, и боевая группа действует не сама по себе. Несмотря на то, что многие в комментариях высказывают мнение, что боевая группа должна и зачищать поле боя, и прикрывать свои фланги, и делать вообще всё, в реальности это не так. БГ действует в составе своей дивизии, где есть, помимо нее, еще несколько батальонов мотопехоты, батальон танков, буксируемая артиллерия, саперы, противотанкисты, зенитчики и многое другое. Танковая дивизия же действует в составе корпуса, а корпус — в составе армии. И все эти составные части, от отдельного БТР, через роту, батальон, боевую группу и дивизию взаимодействуют на поле боя на тактическом уровне. А выше дивизии уже и на оперативном уровне.
По отдельности на каждое средство можно найти управу, как находили ее на очень хорошо для своего времени защищенные и вооруженные КВ-1 в 41-м, и Тигры в 43-м. Но когда обеспечено взаимодействие, когда танки делают свою работу, мотопехота — свою, артиллерия поддерживает, саперы обеспечивают, а снабжение подвозит, то ситуации дуэльного противостояния просто в большинстве случаев не получится. На каждую возникающую в ходе боя проблему в грамотно построенной боевой группе найдется ответ. Когда передовые подразделения идут вперед, и есть кому прикрыть их с фланга, есть кому закрепить их успех, есть кому поддержать продвижение на соседнем участке, и есть резерв, который можно ввести в случае, если наметился успех или ослабленный участок обороны противника, то и результат не заставит себя долго ждать. А более грамотное построение передовой группы с обеспечением техническими средствами и отработанной тактикой позволит добиваться успеха быстрее, с меньшим нарядом сил и с меньшими потерями.
В боевой группе или батальонной тактической группе есть огромное количество различных огневых и технических средств. И для каждого из них есть цели и условия, когда его применять неэффективно. Но каждый раз, когда какое-то одно средство неэффективно, другое средство будет эффективнее. Оружие и боевые машины взаимно дополняют друг друга, действуют вместе для решения общей задачи. Выделять каждое отдельно и сравнивать с силами и средствами противника бессмысленно. Почти любое средство, окажись оно одно, будет потеряно или вынуждено отступить. Но действуя вместе, взаимно усиливая достоинства и нивелируя недостатки, защищая друг друга и поддерживая, все составные части вместе формируют эффективный тактический инструмент – боевую группу или батальонную тактическую группу. Инструмент, который, единожды появившись в 40-е года, во многом сохраняет эффективность до сих пор.
Илинич Виталий.
https://vk.com/fretless.plague. Личная страничка автора.
https://vk.com/logicofwar. Мой авторский паблик по истории и военному делу. В нем вы найдете эту и многие другие мои статьи.
https://vk.com/catx2. Коллективный исторический паблик авторов. Там есть всё.
https://vk.com/dogx2. Специальный паблик по Второй Мировой войне.
Поддержать автора добровольным пожертвованием:
Карта Сбера — 4274 3200 4894 6258