«Маяковский убеждал Есенина:
— Бросьте вы ваших Орешиных и Клычковых! Что вы эту глину на ногах тащите?
— Я глину, а вы — чугун и железо! Из глины человек создан, а из чугуна что?
— А из чугуна памятники!».
(Случившийся в действительности анекдот)
Сергей Есенин и Владимир Маяковский – в сознании масс вечные антиподы, антагонисты, которых только ленивый не противопоставил друг другу. Собрано вокруг этой темы тоже, пожалуй, все: мифы, легенды, сплетни, анекдоты, даже стишки фривольного содержания приходят иногда нам на память.
Одними из самых ярких примеров поэтического и личностного противостояния являются воспоминания современников Есенина и Маяковского:
«Дай бог, чтоб каждый шагал, как Шагал», – с такой дарственной надписью преподнес Владимир Маяковский свою книгу художнику, но, тем не менее, встречной симпатии не вызвал. Шагалу показалась крайне неприятной манера буйного витии вопить и плеваться прямо в публику. А вот Есенин живописцу пришелся по душе: «он тоже кричал, опьяненный не вином, а божественным наитием. Со слезами на глазах он тоже бил кулаком, но не по столу, а себя в грудь, и оплевывал сам себя, а не других».
«Маяковскому не давало покоя ближайшее соседство с Есениным» – это уже знаменитый Юрий Анненков, - он был полной противоположностью Есенину. Маяковский провозгласил: «В наше время тот поэт, кто полезен. Есенин всем своим творчеством стремился доказать, что в наше материалистическое время полезен тот, кто поэт».
Все вроде бы понятно: оба – таланты, оба – хулиганы, оба – относятся друг к другу с долей неприязни, если не сказать больше. А вот все ли так однозначно, насколько объективен сторонний взгляд на взаимоотношения корифеев нашей поэзии начала XX века?
Только что из печати вышла книга, написанная филологом, научным сотрудником Дома-музея Марины Цветаевой Марией Андреевной Степановой. Интересная книга, основанная на проработке огромного количества документов и первоисточников: от мемуаров до материалов следственных дел, открытых в связи с гибелью поэтов. Автор поставила перед собой очень непростую задачу: спустя столетие выяснить, действительно ли были столь непримиримыми врагами Есенин и Маяковский, или их творчество было «двумя полюсами русской поэзии, органично дополняющими друг друга»?
Как молодые поэты покоряли Москву, как любили два хулигана, каково было их отношение к власти и революции, что каждый из них увидел, путешествуя по Европе и Америке, как переосмысливали классическую литературу («Пушкин вообще не давал спать поэтам») – что на самом деле являлось моментом соперничества, а что сближало «главных бунтарей духа ХХ века»?
Поэты часто саркастически относились к творчеству друг друга, прилюдно спорили, обменивались язвительными записками и письмами, но было ли здесь место личной неприязни? Думается, нет.
В одном из интервью, когда его спросили о его отношении к имажинизму, Маяковский заметил: «Из всех них останется лишь Есенин».
«Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся», — так своеобразно, но честно Есенин признавал силу таланта своего «заклятого друга».
⚡️ Противостояние «последнего поэта деревни» и «первого поэта революции» легло в основу поэтического спектакля «Есенин vs Маяковский», который представят в «Библио-Глобусе» актеры Бригады Маяковского Николай Буданов и Евгений Петров. Желающих посмотреть действо и встретиться с автором книги Марией Степановой ждем 25 марта в 18-00 на Мясницкой, 6.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!