Проанализировал список из 331 компаний, которые заявили о своём уходе.
Реально о закрытии своих офисов и вывода с рынка активов по-настоящему заявила всего 21 компания примерно 6% от общего числа проанализированных компаний.
И какие компании! Это меня очень сильно удивило!
Из России уходят навсегда:
Из 21-ой компании, которые навсегда решили уйти весомую часть 1/3 составляют различные международные консалтинговые компании Deloitte, KPMG, PwC, Accenture, EY, Grant Thornton, Hogan Lovells. Я полагаю, что количество госзаказов у них в России было зашкаливающее велико и теперь, наверное, им проще уйти, чем всем объяснять, как они так наконсультировали это правительство, что им даже приходится уходить отсюда.
Банки тоже пошли на выход, но это банки, которые активно занимались здесь спекуляцией на финрынках и не имели розницы, т.е не работали с населением: Goldman Sachs, Deutsche Bank, JPMorgan, когда прикрыли вывоз капитала им стало здесь совсем грустно. Их понять можно. Остальные банки тихо работают – деньги любят тишину.
Три IT компании покидают нас:
EPAM на сайте значится, как американская, но в действительности она имеет белорусские корни,
DXC Technology (США)
Clarivate (управление базами данных, информационными системами и коллекциями по интеллектуальной собственности, США).
Нефтянка, углеводороды: Exxon и Equinor решили выйти с нашего рынка.
Ритейл:
Kering (Gucci, Bottega Veneta, Saint Laurent, Alexander McQueen, McQ, Balenciaga и многие другие) закрыла магазины, но впрямую не написала, что уходит, но и не написала, что приостанавливает, т.е. пока решил их оставить в этом списке.
Morrisons (является четвертой по величине сетью супермаркетов в Соединенном Королевстве Великобритании) по всей видимости, зашли недавно так и выходят спешно.
TJ Maxx (вышли из доли Familia), - эта компания является одним из родоначальников формата off-price в США у них более 1100 магазинов. По сути Familia копировала их очень успешную модель.
OBI (Германия) - не самый успешный DIY игрок на рынке. Вполне возможно, что это удобный случай свернуть свою деятельность.
Prisma (Финляндия) - на Северо-Западе России занимали свою нишу, но на рынке были не очень активны и заявили о своём уходе давным-давно.
И ещё компании, о которых мне сказать, что-то сложно (Avery Dennison, Canadian Tire, Carnival)
Всё! Остальные написали, что приостанавливают деятельность.
По ритейлу заявили о приостановке тоже не слишком много компаний всего 25 и вот их список:
Adidas,
Amazon (их по факту у нас и не было, но с доставкой сейчас просто швах, поэтому и решение просто закрепляет сложившуюся ситуацию),
Boohoo Group (Великобритания - ultra-fast fashion – очень интересная компания, у нас на рынке более активен их конкурент китайский Shein),
Canada Goose (кажется, у них есть только корнеры, своих магазинов вроде бы и нет),
Burberry, Chanel, Ikea, Inditex, JYSK, Lego, Levi Strauss, LVMH, Mango, Marks&Spencer, Moncler, Mothercare, Nike, Puma, PVH (Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Warner's, Olga иTrue & Co), Richemont, Samsung, Swarovski, Swatch, Under Armour
Uniqlo/Fast fashion group (японцам досталось за открытое объявление о работе в России, пока они работают, но с 20 марта тоже приостанавливают).
Многие из тех, кто заявили об остановке по факту, работают Adidas, Nike, Lego, Samsung.
Возврат скорее всего будет неизбежен по мере восстановления логистических цепочек и продвижения политических процессов, из-за которых всё и началось.
Список компаний был подготовлен Йельским университетом США, а анализ сделал Агатов Борис независимый эксперт по инновациям в ритейле, футуролог, автор концепции "Магазин 4.0 - новый ритейл".
Кто хочет скачать полный список, то вот ссылка для скачивания
На 21 день конфликта поток заявлений явно стал иссякать и даже призывы зарубежных политиков к уходу с Российского рынка перестали влиять на решение компаний.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал «Агатов Борис Tech Магазин 4.0» https://t.me/agatov_tech, чтобы участвовать в обсуждении важных задач ритейла и технологий для ритейла с топ менеджерами.
Приглашаю на мероприятие BuyBrand 23 марта в «Экспоцентре», Москва, где я буду обсуждать с топ менеджерами из ритейла будущее франшизы в специальном потоке «Магазин 4.0 – новый ритейл»