Пошаговый план для тех, кто собирается купить франшизу и развивать бизнес по готовой модели.
1. Сужаем круг поиска
Очертите круг сфер, в которых у вас есть опыт и к которым есть живой интерес, и ищите франшизы по этим направлениям.
Бизнес, который вы открываете, нужно искренне любить и желать его развития. Даже если этот бизнес придумали не вы.
Франшиза - это не сейф с деньгами, который только и ждет, когда вы его откроете. Если вы не готовы быть лидером этого дела, посвящать ему время, внимание, лучше оставайтесь в найме.
Например, вы работали стоматологом - поищите франшизу стоматологических клиник. Или вы любите цветы и разбираетесь в них - попробуйте цветочный салон. Или различаете те самые нотки дуба и карамели в крафтовом пиве - уверены, найдется и франшиза бара.
Мой отдел продает одну франшизу — строительную компанию «Альянс». Я сам ее выбрал, потому что мне интересна эта сфера: папа был строителем, я в свое время тоже поработал на стройке.
Также мне нравится концепт предложения этой франшизы, я уважаю руководителя «Альянса» Якова Митрофанова как предпринимателя, как директора и как личность. Мне нравится презентовать эту франшизу, общаться со строителями, с покупателями, с инвесторами.
Андрей Журавлев,
франчайзи компании «Свой Бизнес»
2. Оцениваем рынок
Теперь важно понять, перспективно ли конкретное направление в принципе или нет.
Самый простой способ сделать это - воспользоваться сервисом оценки ключевых запросов. Например, "Вордстат" от Яндекса. Там вы увидите, насколько большой интерес вызывает та или иная сфера бизнеса в настоящее время.
Там же можно оценить сезонность бизнеса. Например, вы хотите купить франшизу хостела - и видите, что в январе номерами интересуются больше, чем в августе. Значит, можно купить франшизу и оборудовать хостел в августе-сентябре, чтобы к январю открыть бизнес.
Рассматривая разные варианты, я встретился с руководством компании «Свой Бизнес» и, выслушав их, решил развиваться в сфере франчайзинга. Один из аргументов для этого — область франчайзинга, область упаковок сейчас не просто в тренде, а прямо на пике. Ежегодный прирост — 20-22%. По сравнению с другими нишами это серьезные цифры
Вячеслав Девятьяров,
франчайзи компании «Свой Бизнес»
3. Присматриваемся к компании
Изучите сайты и социальные сети выбранных компаний-франчайзеров. Есть ли там жизнь, насколько глубока экспертиза сотрудников? Сайт сделан на коленке с картинками с фотостоков или в нем продумано все до мелочей?
Прозрачна ли деятельность компании? Указаны ли ее реквизиты, есть ли имя гендиректора, учредителей? Обозначена ли миссия и ценности бренда?
Здорово, если у компании есть несколько собственных филиалов и она открылась не полгода назад. Опыт открытия своих точек означает, что компания знает о сезонных спадах спроса, особенностях своей аудитории, потребительских привычках. А еще - что компания точно умеет выстраивать бизнес-процессы и у нее не будет трудности с запуском партнеров.
Полученную информацию прогоните по базам судов, налоговой и поисковики: есть ли претензии к бренду, риск банкротства, большие долги, сомнительные истории?
4. Изучаем отзывы
Когда вы составили список из понравившихся франшиз, погуглите, что пишут о них франчайзи. Может быть, они отмечают конкретные недостатки или называют проект пустышкой и выбросом денег на ветер.
Не обязательно принимать эти слова на веру. Запишите все претензии и потом, общаясь с франчайзером, обсудите их.
Если есть возможность лично поговорить с действующими и закрывшимся партнерами франшизы, не упускайте ее. Спросите, с какими подводными камнями они столкнулись, почему бизнес пошел в гору / прогорел.
5. Оцениваем финансовую модель
Слишком большие и маленькие сроки окупаемости франшизы должны настораживать вас. Оцените расходы на аренду и сопутствующие траты, зарплаты в вашем регионе.
Изучите экономическую модель франшизы. Понимаете ли, как и на чем будете зарабатывать?
6. Смотрим на конкурентов
Нужно понять, насколько заполнен рынок. Узнайте, сколько в вашем регионе других компаний, работающих в данном сегменте. Например, если вы решите встать с кофейней в район с 10 другими такими же кофейнями, выйти на прибыль будет непросто.
7. Общаемся с владельцем бренда
Если они из вашего региона, идеально встретиться лично. Если такой возможности нет — созвонитесь по телефону или в зуме.
Задавайте много открытых вопросов: например, кто будет заниматься рекламой, как выстроен процесс поиска и привлечения клиентов, сколько времени проходит от подписания договора до первой прибыли, как именно вас поддержат при запуске и т.д.
Расскажите о своих ожиданиях от франшизы и узнайте, насколько они реалистичны. Узнайте, что важно понимать в этой сфере бизнеса. Попросите контакты действующих франчайзи и поговорите с ними.
8. Не забываем про юридическую часть
Проверьте, зарегистрирован ли товарный знак выбранной франшизы, а сама деятельность компании полностью в рамках закона. Идеально, когда не в серой зоне, когда нет ни прямых разрешений, ни прямых запретов.
В договоре с франчайзером посмотрите условия прекращения партнерства, запреты и ограничения, гарантии. Покажите договор своему юристу, при необходимости обсуждайте внесение правок и новых условий.
Каталог готовых франшиз из разных сфер с проверенной рабочей бизнес-моделью - прямо здесь.
Берите ответственность за свой успех на себя, сомневайтесь, проверяйте, надейтесь на лучшее, но помните, что любой бизнес - это риск. И тогда ваши шансы на успех будут выше :)
#франшиза
#как начать бизнес с нуля
#свое дело
#купить франшизу
#деньги
#успех