Почти невероятная история жителя острова Ольхон на Байкале стала основой игрового фильма, главную роль в котором сыграл Дмитрий Певцов.
В 1976 году начальником островного аэропорта назначили Владимира Иннокентьевича Прокопьева. Его путь в небо оказался настолько неординарным, что стоит об этом рассказать.
Владимир Иннокентьевич рос в деревне Воробьёво Нижнеилимского района, ныне затопленной водами Усть - Илимской ГЭС.
--Деревня наша была настолько глухая, что мы не видели ни парохода, ни поезда, лишь изредка пролетали над тайгой крошечные самолеты, - вспоминал позднее Владимир Иннокентьевич.
Володя рано повзрослел. Когда парню исполнилось 14 лет, умерла мама, и он остался в семье за старшего. Ситуация к лучшему изменилась после приезда старшей сестры, которая работала на оборонном предприятии. Во время войны учебу в школе пришлось временно оставить, и в итоге семилетку Прокопьев окончил в 18 лет. Как и большинство сверстников – подростков, оставшихся во время войны без отцов, Прокопьев рано начал курить.
Скручивая однажды «козью ножку» Володя прочел на оторванном клочке газеты объявление о том, что Арзамасская школа авиарадистов набирает учащихся. Предложение настолько запало в душу, что он ту же поделился новостью с друзьями. И уже через пару дней из желающих поехать в Арзамас набралась целая ватага - шесть человек.
По воспоминаниям Владимира Прокопьева, до Иркутска добирались десять дней. Сначала по Илиму на лодках, водная одиссея отняла три дня. О Илимска до Заярска – на попутках. Следующий этап - до областного центра – по Ангаре на пароходе.
Из всей группы сибиряков только Прокопьеву удалось поступить в школу авиарадистов, остальных отсеяли уже на первом этапе - по здоровью. Через год способного сибиряка, уже получившего необходимую специальность, направили в школу высшей летной подготовки в Бугуруслан.
-- Набралось нас порядка 30 человек с курса, в училище переучивали уже на бортрадистов, -вспоминал Владимир Иннокентьевич. – По окончании, это было в 1956 году, стали распределять по всему Советскому Союзу. Меня сагитировали поехать в Якутию, я согласился.
Первой машиной Прокопьева был военно-транспортный самолет средней дальности Ли-2. Затем пересел на перспективный Ил-14, а закончил карьеру бортрадистом Ту-104 – первом советском пассажирском самолете на реактивной тяге.
Одна из командировок на Север оказалась особенной, подарившую Владимиру Иннокентьевичу вторую половину. Прилетев в Якутск, экипаж отправился в местный клуб на танцы, где бортрадист и заприметил девушку. Обменявшись взглядами, молодые познакомились. Её звали Герольда.
--Тогда не было никаких дискотек, просто танцы. Там и заприметил Герольду, - вспоминал Владимир Прокопьевич. –Я жил в общежитии, а невеста со своими втроем в маленькой комнате. Тем не менее, пришёл жить к ним четвёртым. И только через год нам, как молодым, дали отдельную комнату в общежитии.
После окончания летной карьеры Прокопьев принял предложение возглавить аэропорт поселка Качуг. А затем перспективного начальника перевели в Иркутск, назначив ответственным руководителем местных воздушных линий. Владимир Иннокентьевич отвечал уже за 36 аэропортов. Побывав однажды на Ольхоне, Прокопьев «заболел» Байкалом, природой, и через четыре года попросил перевести его «с понижением» в Харанцы. Жена Герольда Михайловна заняла должность радиста.
Согласно записи в бортовом журнале, последний рейс на остров прибыл 18 июля 1999 года. Но начальник продолжал поддерживать взлетку в надлежащем состоянии. Лишь изредка здесь совершал посадку борт санавиации, а летом – АН-2 с десантниками – пожарными.
--Я считаюсь начальником посадочной площадки, - рассказывал в одном из интервью Порокопьев. В надежде на возрождение малой авиации, каждую весну чиню деревянные ограничители полос, привожу в порядок тканевые ветроуказатели. Ограничители крашу, они остались ещё с советских времен. Подсыпаю полосу песком. Надеюсь, что малая авиация, без которой раньше в этих краях жизни не представлялось, снова кому-то понадобится. Пока все печально. У нас есть такой документ – регламент радиотехнических средств, куда занесены все действующие аэропорты. Мы из этого регламенты исключены. До последнего считал, что малую авиацию не тронут, будет она работать. Всё закрыли!
Регулярные рейсы на остров все-таки запустили, но позднее. Владимир Иннокентьевич не дотянул до светлого момента: в 2018 году они ушли с любимой Герольдой Михайловной один за другим, прожив вместе более 60 лет.
В 2004 году иркутский режиссер и оператор Николай Тарханов сняли документальный фильм «Без неба», главными героями которого стали Владимир Иннокентьевич и Герольда Михайловна Прокопьевы. Спустя несколько лет к этой истории обратилась «Кинокомпания Юрия Яшникова». Главную роль в короткометражном фильме «Даю посадку» сыграл Народный артист России Дмитрий Певцов. В одном из интервью во время съемок он рассказал:
-- Я редко снимаюсь в кино, и не участвую ни в чем, где нет надежды, любви, радости, добра света и смирения, потому что жалко тратить время. И что касается этого проекта, то я даже не знал, кто режиссёр. Увидев сценарий, понял, что мимо этой темы пройти не могу. История относительно короткая. Взят такой период в жизни главного героя, когда он, фигурально выражаясь, ходит с петлёй на шее, ищет крюк. Но его природа и Господь Бог устраивают все иначе. Приходит понимание, что надо жить.