Найти тему
Провинциальный DIGITAL

Что происходит в соцсетях после блокировки Инстаграма* и куда перевозить свой бизнес-аккаунт

На Дальнем Востоке интернет-миграция после блокировок РКН проходит по жесткому сценарию. Потому что Инстаграм был самой популярной социальной сетью. Например, в Приморье Инстаграмом пользовалась половина населения края и каждый третий приморец имел там статус «автор контента». Теперь всем приходится куда-то переезжать. ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм, Яндекс.Дзен - куда податься?

*принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской организацией и запрещена
*принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской организацией и запрещена

12 лет Инстаграм* был с нами. С его помощью решались любые вопросы – от поиска маникюрши до набора экипажа на большой морозильный рыболовный траулер. В «Инсте»* можно было залипнуть на пару часов, построить карьеру, найти спутника на всю жизнь и получать стабильный поток заказов от клиентов. Через «Инсту»* граждане наблюдали борьбу мэра со снегом и решительный настрой губернатора и, поднимая в комментариях волну недовольства, добивались от местной власти решений насущных проблем.

Наконец, «Инста» была кормилицей для тех, кто работал на себя - ИП и самозанятые. В официальные сводки люди и компании, которые понесли финансовые потери из-за блокировки Инстаграма*, не вошли. Только в Приморскому крае работают 923 инстаблогера с аудиторией свыше 1 000 подписчиков (данные из нашей базы).

Можно считать это актом патриотизма или инстинктом самосохранения, но так или иначе, все, кто пользуется социальными сетями, добровольно-принудительно переедут в зону «РУ».

Есть два нюанса:

  • с переездом в российский Яндекс.Дзен лучше не торопиться. С 5 марта Дзен впал в коматозное состояние и ищет себе нового хозяина (подробности ниже);
  • несмотря на то, что все ринулись в Телеграм, блогерам и малому бизнесу он не заменит Инстаграм (см. нашу статью об этом) и от блокировок иностранный мессенджер не застрахован (попытки были в 2018-2020 гг).

*принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской организацией и запрещена

Что происходит с аудиторией соцсетей в Приморском крае

Разблокируют Инстаграм* или нет – неизвестно, но сейчас ясно одно: массовый исход оттуда российских пользователей начался стремительно после начала блокировок. Аудитория только лишь Приморского края в Инстаграме сократилась в 9 раз в период с 3 по 17 марта 2022 года.

Зато аудитория ВКонтакте и Одноклассников прирастает ударными темпами.

*принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской организацией и запрещена

Статистика объема аудитории социальных сетей в Приморском крае
Статистика объема аудитории социальных сетей в Приморском крае

За последние две недели приморская аудитория ВКонтакте выросла на 133 тыс. пользователей! Конечно, до популярности Инстаграма* пока далеко. Но с такими темпами онлайн-миграции это вопрос времени.

*принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской организацией и запрещена

Из нашего рекламного кабинета в Яндекс.Дзен мы видим, что приморские рекламодатели могут рассчитывать на доступную аудиторию около 180 тыс. пользователей. Однако, из-за ограничений, который Яндекс ввел с 5 марта, аудитория и охваты дзен-каналов стремительно падают. В борьбе с нежелательным контентом, Яндекс.Дзен просто отключил рекомендательную ленту с публикациями. Теперь здесь как в Телеграме – только список каналов, на которые подписан пользователь, а также список «надёжных» каналов, на которые рекомендует подписаться сам Яндекс.

Телеграм вообще не даёт статистику по географии аудитории. Поэтому будем притягивать за уши. Согласно последнему крупному исследованию (в мае 2021 года), пользователи мессенджера Telegram в Приморском крае составляли 1% от общероссийского показателя. Если соотнести это со свежими данными Телеграма по количеству пользователей в РФ (54 млн человек), то потенциальный объем ТГ-аудитории в Приморье около 540 тысяч. Подтвердить или опровергнуть эти данные может только Павел Дуров.

Куда податься бизнесу?

Пишем то, что делаем сейчас для всех своих клиентов:

все бизнес-аккаунты бесплатно эвакуируем из Инстаграма и Фейсбука в ВКонтакте и Одноклассники. Создаём аккаунты с нуля или воскрешаем заброшенные. Стратегию продвижения, как и контент, адаптируем под каждую соцсеть. Особенно это касается Одноклассников - здесь своя атмосфера.

Компании, которые активно используют контент-маркетинг, рассылки и чат-боты (или готовы использовать) для повышения продаж, перевозим также в Telegram.

По функционалу инструментов для продвижения бизнеса ближе всех к Инстаграму – это ВКонтакте. По данным VK Group, 2 млн предпринимателей находят себе клиентов через ВКонтакте. В западных регионах России (особенно в Санкт-Петербурге) эта соцсеть всегда была более популярна среди предпринимателей, чем Инстаграм. Теперь и компаниям Сибири и Дальнего Востока придётся научиться работать с «вэкашечкой».

«Одноклассники» дают хорошие результаты, если учитывать при продвижении особенности аудитории этой соцсети. Целевая аудитория «Одноклассников» более консервативна, 35+, здесь ценят честный, искренний контент, который показывает реальную жизнь, любимые темы – всё, что связано с семейными ценностями, дружбой и патриотизмом. Статистика показывает, что «Одноклассники» хорошо подходят для продвижения e-commerce, товаров повседневного спроса, красоты и здоровья, авто и финансов.

-3

Как увести за собой подписчиков?

Нужно просто планомерно вести эту работу и дать людям время привыкнуть к новой реальности. Работает простой человеческий призыв поддержать компанию и подписаться на её аккаунты на других платформах. Перейти по ссылке в сторис и шапке профиля. Хороший результат дают розыгрыши призов за подписку среди тех, кто перешёл из Инстаграма в группу в ВК, созданную с «нуля». Ещё варианты – рассылка по базе клиентов, лид-магнит за подписку.

Рано делать выводы, но …

После новости о том, что Яндекс.Дзен продадут VK Group, в нашей digital-провинции образ светлого будущего стал обретать свои черты. На выбор три социальных сети для безопасного времяпрепровождения, мощно защищенные от информационных врагов – VK, ОК и, типа, VK.Дзен. И все три будут принадлежать одной отечественной интернет-корпорации. Конечно, будут и другие, если дорастут (например, ЯRUS и TenChat). Будем читать сводки через мессенджер Telegram, если его не закроют. Губернатор и мэр уже там, комментарии отключили. Можно партизанить в Инсте и Фейсбуке через VPN, но 20 сервисов VPN Роскомнадзор уже заблокировал и неустанно продолжает свою борьбу.

Уже понятно, что глубинный народ проживёт без кока-колы, макдака и кроссовок адидас, но без социальных сетей государство его не оставит. А мы, работники рекламы, будем работать с отечественными рекламными платформами, продвигать отечественного производителя и компании из дружественных стран. Как говорит главный оптимист Ницше: “Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее”. За интернет-продвижением обращайтесь в агентство интернет-маркетинга с региональной экспертизой Sealine Digital! У наших специалистов есть все необходимые сертификаты и опыт работы с отечественными платформами myTarget и Яндекс.Директ.