Свобода духа
История "символа" австрийского сопротивления - Франца Егерштеттера, отказавшегося сражаться за нацистов во Второй мировой войне. Когда Франц сталкивается с угрозой казни за измену, несмотря на многочисленные возможности ее избежать, он продолжает отстаивать свои убеждения, опираясь на веру и любовь своей семьи.
Фильм начинается с документальной, исторической хроники политического режима в Германии в начале Второй Мировой войны. "Я думал, что мы совьём гнездо высоко на деревьях, и улетим высоко в горы" - рассуждает голос Франца (Аугуст Диль). "Мы жили над облаками!" - вторит ему голос жены Фанни (Валери Пахнер). В самом начале войны в глубоком, глухом и прекрасном своими горными пейзажами поселении Радегунд ("Природа не знает человеческих страданий") - Франца отправляют в военный лагерь (штыковые атаки и просмотр "взятия" Парижа) для подготовки, и вскоре отпускают "в запас" до "повестки". Однако он настроен против военной службы, и эта "новость" в замкнутом пространстве поселения - распространяется быстро: "как огонь по сухой траве". Вся деревня встаёт против этой тихой и милой семьи: "Ты хуже врага!" - доказывают ему в "патриотической горячке", жгут ночами костры и говорят о вере режиму: "Вокруг не мир - хозяйственный магазин!". "Мы привыкли к злу!" - пытается ему в этом помочь ближайший знакомый - хлебопекарь. Отец Франца погиб на другой войне - Первой Мировой, а он демонстративно не даёт денег на "нужды фронта". Разговор с местным священником также не приносит облегчения - он не поддерживает его "случай": "Бог не желает нам зла!" - вторит он. "Наковальня держит удар!" - подтверждает местный епископ. "Я изображаю страдания, но сам не страдаю! Когда-нибудь я напишу истинного Христа!" - говорит художник в местной церкви. "Пришёл конец света - свет погас". "Ты не изменишь мир - он сильнее!" - говорит ему Фанни после того как приходит "повестка". "Вы мудрее всех? - вторит ей следователь (Маттиас Шонартс) на допросах когда Франц отказывается от военной службы - Вы слышали голос?". После отправка в тюрьму в Берлине - начинаются бесконечные издевательства и предлагают быть санитаром, и просто произнести "присягу" - это всего лишь слова. "Я и так свободен!" - говорит он своему адвокату. "У меня есть чувство не делать то что неправильно!" - говорит он полковнику (Бруно Ганц) на военном суде. Казнь, а до этого проникновенная встреча Франца и Фанни - происходят быстро и неминуемо.
10 режиссёрский фильм Терренса Малика вышел относительно быстро, учитывая все предыдущие опыты "постпродакшна" фильмов, хотя съёмки и начались в 2016 году. На Каннском кинофестивале в мае 2019 года фильм получил приз экуменического жюри. Впервые за несколько последних фильмов - в этом фильме Малика - есть внятный сюжет, хотя присущее ему "наблюдение" и "размышления" - естественно никуда не делись. Тому подтверждение - и пристальная операторская работа Йорга Видмера ("планы" и "блуждания" камеры - бесподобны), музыка Джеймса Ньютона Ховарда, и монтаж который создаёт весь этот "мир" на экране. Перед нами за 2,5 часа экранного времени проносится целый "внутренний мир" отдельного человека со всеми его мыслями и наблюдениями - горячая любовь семьи, думы о родном доме ("Дитя Радегунда") - вот то, что помогает ему в итоге обрести себя на "другой стороне" ("Я молюсь на той стороне" - пишет он в письме дочерям). Антивоенный фильм в своей самой грандиозной форме. Грандиозная подача материала во всех аспектах и на всех уровнях - от актёрской работы до монтажа - вроде из-за одного бессмысленного и несчастного случая. "Мы узнаем то что не знали! Нам откроются все тайны!" - говорит в финале Фанни.
Рейтинг: 5 из 5