Найти в Дзене

Супервизор: коротко о профессии

Оглавление
Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

Супервизор – как психолог для психолога. Вместе с супервизором психолог разбирает затруднительные случаи из практики (не личные переживания), при этом обязательно соблюдая конфиденциальность (данные клиента не разглашаются).

Во время супервизии психолог или психотерапевт акцентирует внимание на цели своей работы, формирует или корректирует стратегию общения с клиентом, планирует эффект от работы, может увидеть и разобрать свои ошибки.

Супервизор выступает «незримым третьим» в работе психолога с клиентом. Всегда бывает полезно посмотреть на ситуацию со стороны, получить профессиональную помощь. Наличие супервизора и частота супервизий говорит о профессионализме психолога, его ответственном отношении к работе.

Когда возникла супервизия

Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

Потребность в супервизии появилась с развитием психоанализа, не обошлось и тут без дедушки Фрейда. Именно Зигмунд Фрейд впервые описал супервизорский случай в своем труде «Анализ случая пятилетнего мальчика». Фрейдом были также открыты явления переноса и сопротивления, которые могли мешать работе психоаналитика с клиентом. Супервизорская работа Фрейда носила неформальный характер. Раз в неделю он встречался с молодыми специалистами, которые хотели изучать и практиковать психоанализ. На встречах разбирались и обсуждались случаи из практики.

Дальше знамя супервизии подхватили в венгерской школе психоанализа (Сандор Ференци и Отто Ранк). Метод венгерской школы (при котором психоаналитики могли получить прямые указания, как действовать в той или иной ситуации) имел определенные преимущества: супервизор мог уверенно анализировать аспекты личности психоаналитика (супервизанта), которые влияют на рабочий процесс. В процессе супервизии специалист мог открыто обсуждать свои чувства к пациенту и причины этих чувств.

Уже после развития венгерской школы, процесс супервизии прорабатывался многими психотерапевтами. Исследовались оптимальные варианты работы с супервизантом, проблемы переноса и контрпереноса и уже в 90-е годы XX века супервизорская работа приняла тот вид, который носит в наши дни.

А как проходит сеанс супервизии, расскажем ниже.

Структура супервизии

Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

Для начала нужно выбрать супервизора. Точно так же, как клиент ищет психолога, подходящего конкретно ему, так и психолог выбирает супервизора, опираясь на опыт работы, личное впечатление и тот инструментарий, которым обладает супервизор. То есть, психолог, который использует транзактный анализ в работе, вероятнее всего пойдет к тому супервизору, который тоже владеет этим методом.

Сеанс работы начинается с представления случая, с которым пришел специалист. Что рассказывает супервизант:

● общие сведения о клиенте (возраст, род занятий, семейное положение и т. д.);

● жалобы клиента;

● анамнез проблемы, время возникновения симптомов, что меняется в жизни клиента в лучшую сторону, что в худшую, есть ли моменты просветления (когда симптомы отсутствуют);

● условия проведения сессий с клиентом;

● ожидания клиента от работы с психологом;

● ожидания психолога от работы с клиентом;

● цель работы;

● есть ли перенос или контрперенос;

● правильно ли выбран метод работы с клиентом;

● почему психолог рассказывает именно про этот случай.

Мы приводим лишь примерные вопросы, все зависит от того, кто именно проводит супервизию. В ходе беседы супервизор задает наводящие вопросы (он не имеет права давать прямые рекомендации, как поступить), касающиеся запроса, с которым пришел психолог.

Формы супервизии

Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

Супервизию можно проводить в индивидуальной или групповой форме. У групповой формы есть разновидность – балинтовские группы.

Индивидуальная форма проведения сеанса предполагает более тесную работу супервизора со своим подопечным. При обсуждении случая из практики, психолог проводит анализ своих действий. В индивидуальном формате супервизии обсуждаются стратегии помощи, ошибки и т. д.

В групповом формате супервизии участвуют несколько психологов и супервизор. За один сеанс, как правило, разбирается один случай. Участник предлагает к обсуждению какой-либо вариант из своей практики, после чего вся группа переходит к обсуждению. В групповой супервизии участники могут делиться между собой опытом, техниками и приемами, которые используют в работе.

Балинтовские группы – эти встречи носят больше обучающий характер. Во время обсуждения супервизант может задавать вопросы другим участникам. Обсуждая ситуацию из практики, психолог может увидеть свои слабые стороны, проанализировать ошибки, получить коллегиальную помощь.

Зачем нужна супервизия

Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

Вопрос о том, проводить супервизию или нет, даже не стоит. Этот процесс является обязательным для каждого психолога. Конечно, это касается, в первую очередь, профессионалов, у которых есть соответствующее образование и опыт, а не психологов «по желанию».

Что дает супервизия специалистам:

● возможность лучше понимать клиентов;

● можно оценить успешность выбранных техник работы с клиентом;

● лучше понять отношения между психологом и клиентом;

● избежать ошибок в консультировании или вовремя их обнаружить;

● получить помощь коллег.

Супервизия нужна, не только новичкам, но и опытным специалистам. Этот формат работы позволяет научиться правильно работать, повысить свой профессиональный уровень, совершенствоваться.

Соответственно, супервизор должен обладать широкими профессиональными знаниями и умениями, для того, чтобы супервизия была успешной. Интересно, что должен знать и уметь супервизор? Загляните сюда!

Наш курс – отличная возможность пройти профессиональную переподготовку и стать супервизором!

#нцрдо #психология #консультация #супервизия #супервизор #профессиональнаяпереподготовка #онлайнобучение #дистанционныекурсы