Найти в Дзене

КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОВЕРИЯ ФИЛИППА МАРКОВА

<...> Что интересного в этой концепции Филиппа Маркова, который предложил особое видение единоверия? Если угодно, это была первая, может быть, очень слабая попытка, обосновать единоверческую идеологию. У него есть дистанционалистское учение, на русский манер. Он выделяет три диспенсации. Я сознательно употребляю этот протестантский термин, чтобы найти некую аналогию. Можно сказать, три выражения в истории, в экклесиологии русского Православия. Была русская Церковь, это первое. Крещение дораскольное. Была российская Церковь, синодальный период, от Петра I, от упразднения патриаршества до патриарха Тихона. Третьей он называет территориальную Церковь, которая возникла после восстановления патриаршества при патриархе Тихоне. С точки зрения Филиппа Маркова, который был старообрядцем-беглопоповцем, присоединившимся к единоверию в рамках этой идеологии, все эти три диспенсации, промысла, выражения были связаны с одной единой общей Церковью, которую он называет святорусской Церковью, которая,

<...> Что интересного в этой концепции Филиппа Маркова, который предложил особое видение единоверия? Если угодно, это была первая, может быть, очень слабая попытка, обосновать единоверческую идеологию. У него есть дистанционалистское учение, на русский манер. Он выделяет три диспенсации. Я сознательно употребляю этот протестантский термин, чтобы найти некую аналогию. Можно сказать, три выражения в истории, в экклесиологии русского Православия. Была русская Церковь, это первое. Крещение дораскольное. Была российская Церковь, синодальный период, от Петра I, от упразднения патриаршества до патриарха Тихона. Третьей он называет территориальную Церковь, которая возникла после восстановления патриаршества при патриархе Тихоне. С точки зрения Филиппа Маркова, который был старообрядцем-беглопоповцем, присоединившимся к единоверию в рамках этой идеологии, все эти три диспенсации, промысла, выражения были связаны с одной единой общей Церковью, которую он называет святорусской Церковью, которая, конечно же, является Церковью православной и частью вселенского Православия, но только святорусской его ветвью. И вот здесь была идея, что формы были разные, множество тенденций и стили были разные, но суть была одна. Тогда, в 30-е годы, была богоборческая власть, было ясно, что дело так или иначе близится к концу. И перед дыханием конца, воплощённом в коммунистической, уже откровенно, как воспринимают это православные люди, безбожной, последней апостасии. И идея единоверия Филиппа Маркова была в том, чтобы перед лицом апостасии либо наступившей, либо надвигающейся, соединить эти различные направления в единую святорусскую Церковь, чтобы она стала перед финальным испытанием совместной.

А. Г. Дугин.

#дугин #старыйобряд #русь #единоверие #старообрядчество #православие #раскол #ухтомский #крещение #коммунизм