Найти в Дзене
Международная панорама

Байден идёт по натянутому над Украиной канату. Каков его следующий шаг?

Оглавление

Реакция Америки и Европы на войну уже беспрецедентна в военном, экономическом и политическом плане – что же им теперь делать? Таким вопросом задается в британской "Гардиан" старший научный сотрудник и директор программы американского государственного управления Фонда Карнеги Кристофер С. Чиввис.

Соединенные Штаты и их союзники должны найти баланс между тем, чтобы сделать ужасное вторжение Путина на Украину как можно более дорогостоящим, избегая при этом неконтролируемой эскалации, которая может привести к гораздо более широкой и опасной войне. До сих пор Белому дому удавалось идти по этому натянутому канату, но он почти наверняка будет становиться все тяжелее, чем дольше будет продолжаться война, как продемонстрировало в минувшую среду страстное обращение Владимира Зеленского к Конгрессу США.

Естественно, для украинского президента чем больше будет задействовано НАТО, тем лучше. Шансы Украины дать отпор российским захватчикам на поле боя невелики, но при удаче и поддержке всего мира все еще есть надежда, что он выстоит достаточно долго, чтобы у Путина не было альтернативы, кроме как договориться о прекращении войны, которая оставит суверенитет Украины нетронутым. Сейчас это кажется лучшим из всех реалистичных результатов.

НАТО явно заинтересовано в том, чтобы Путин вышел из войны, думая, что это плохая идея. Это сделает менее вероятным его нападением на само НАТО в будущем. Но тем не менее Белому дому было бы разумно не торопиться и не повышать свою военную ставку в ответ на обращение Зеленского. Америка и ее союзники уже делают гораздо больше, чтобы помочь Украине, чем кто-либо ожидал всего месяц назад, и есть лучшие способы помочь Украине закончить войну.

В среду Зеленский повторил свою просьбу о бесполетной зоне, назвав ее “гуманитарной” по своему характеру. Но создание бесполетной зоны над Украиной, гуманитарной или иной, почти наверняка означало бы вступление в войну с Россией. Бесполетная зона потребовала бы от НАТО атаковать российские системы ПВО на театре военных действий и, возможно, внутри России. Затем пилоты НАТО должны были бы открывать огонь по любому российскому самолету, летящему над Украиной или угрожающему ей из самого российского воздушного пространства.

Даже если бы НАТО было готово сделать все это и спровоцировать войну с Россией, бесполетная зона не помешала бы российским войскам обстреливать украинские города и мирных жителей с земли или ракетами. Это может создать огромное давление на самолеты НАТО, чтобы нанести удар и по этим силам. Короче говоря, это верный рецепт ползучести и эскалации всей этой затеи.

Зеленский, вероятно, знал, что его призыв к бесполетной зоне уже был тяжелой битвой с Конгрессом и американским народом, несмотря на гром вашингтонских ястребов. Опрос CBSNews, проведенный на прошлой неделе, показывает, что многие американцы поддерживают создание бесполетной зоны до тех пор, пока не узнают, что это будет означать войну против России. После этого гораздо меньше людей считают, что это хорошая идея. Возможно, отражая это, взгляды конгресса на бесполетную зону столь же прохладны или прямо противоположны украинским.

Но Зеленский также попросил системы ПВО С-300 и истребители МиГ-29. Здесь в Вашингтоне гораздо больше поддержки. Призыв Зеленского об установлении бесполетной зоны, возможно, даже был переговорной его тактикой, чтобы увеличить шансы получить МиГ-29 и С-300, как предположил, например, представитель Том Малиновский. Республиканцы особенно стремились оказать давление на Байдена, чтобы тот отправил эти самолеты на Украину, но эта идея получила также и некоторую поддержку демократов. Однако Белый дом должен воздержаться от этого, потому что это было бы в значительной степени символично.

Это правда, что поставка истребителей и систем ПВО была бы менее эскалационной, чем создание бесполетной зоны. Украина уже имеет оба вида оружия, и отправка дополнительного их количества не потребует нападения на Россию. Но ни С-300, ни МиГ-29 не обещают оказать большого влияния на исход войны. Например, неясно, действительно ли украинские ВВС могут использовать самолеты, предлагаемые Польшей, без дополнительной подготовки пилотов. Только несколько членов НАТО на самом деле имеют системы ПВО С-300, которые могут быть переданы Украине, и даже если они есть, неясно, помогут ли они реально замедлить продвижение России, которая до сих пор в основном полагалась на свои сухопутные войска.

Сейчас для украинцев было бы более полезно, если бы Соединенные Штаты и их союзники прояснили условия, при которых они могли бы отменить некоторые санкции, которые сейчас готовы сокрушить российскую экономику. В настоящее время действует целый ряд санкций в отношении российского финансового сектора, российских лидеров и ключевых секторов российской экономики. Было бы неправильным шагом снять их все, но предложение снять некоторые из них может побудить Путина отвести свои войска назад.

Реакция Америки и Европы на войну уже беспрецедентна в военном, экономическом и политическом плане. Сейчас Россия сталкивается с сокрушительными санкциями с далеко идущими последствиями для своей экономики и богатства путинской клики, управляющей страной. Тем временем Украина получает постоянный поток вооружений, включая противотанковые, зенитные, легкие доспехи и военные поставки на сумму $1 млрд. Это оружие само по себе весьма эффективно. Противотанковая система Javelin, например, пробивает лобовую броню русских танков, впрыскивая в кабину танка струю расплавленного металла, который испаряет любую органику внутри.

Более того, американская помощь Украине уже сопряжена со значительными издержками и риском для самой Америки. Американцы сейчас сталкиваются не только с исторически высокими ценами на газ, но и с повышенным риском того, что санкции могут превратить Россию в гигантскую Северную Корею, что станет серьезной стратегической проблемой на долгие годы. Это не говоря уже о риске нанесения ущерба кибератакам или даже демонстрационного применения ядерного оружия, чтобы сигнализировать о серьезности намерений России.

Иногда в Вашингтоне самое трудное во время кризиса - это ничего не делать. Белый дом должен продолжать сопротивляться давлению, чтобы повысить военную ставку, и использовать экономические рычаги, которые у него уже есть, чтобы добраться до Путина и положить конец его войне.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, подписывайтесь, предлагайте темы обзоров!

Начал работу мой Telegram-канал международной аналитики и контрпропаганды «Сегодня в мире».

Приглашаю также на мой официальный сайт https://www.zhabskiy.ru

СВО
1,21 млн интересуются