Найти тему
Издательство "Гангут"

На Волге широкой

Вниманию читателей предлагается отрывок из воспоминаний участника Великой Отечественной войны 1941–1945 годов
А. М. Калинина, который за период военных действий прошел путь от начальника связи Укрепсектора р. Невы и Волжской военной флотилии до флагманского связиста бригады речных кораблей Днепровской флотилии.
Александр Матвеевич Калинин родился 22 июля 1909 года в Мичурин­ском районе Тамбовской области. В 1930 году его, как члена ВКП(б), направили от Тамбовского вагоноремонтного завода в Воронежский сельхозинститут, откуда затем перевели в Ленинградское училище связи, по окончании которого спустя три года он был оставлен
в нем курсовым командиром.
По окончании высших спецкурсов ВМС в звании капитана служил начальником службы связи штаба ЗУРА КБФ, принимал участие в боевых действиях Советско-финской войны 1939–1940 годов, после которой был назначен начальником связи Лужского сектора береговой обороны,
а в следующем году направлен на ту же должность в Укрепсектор
р.Невы Краснознаменного Балтийского флота (КБФ).

С апреля 1942 года он — слушатель факультета связи Академии
им. К. Е. Ворошилова, с августа того же года в звании майора принимал участие в боях под Сталинградом сначала в должности начальника участка СНиС, затем — начальника штаба 2-го района СНиС, в июне 1944 года назначен начальником связи Волжской флотилии, а в ноябре — флагманским связистом 1-й бригады речных кораблей Днепровской флотилии. Участвовал в освобождении Варшавы, в боях на Одере
и штурме Берлина.
В 1954 году Александр Матвеевич назначен начальником передающего узла связи Главного штаба ВМФ, и в этой должности в звании полковника в 1966 году он был уволен в запас Вооруженных сил СССР.
В числе правительственных наград А. М. Калинина: ордена — Отечественной войны 1 ст. и Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медали — «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За боевые заслуги» и другие, а также пять почетных знаков. Все ордена и медали Александра Матвеевича с 1976 года находятся в Военно-морском музее Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
В подготовке рукописи принимали участие: дочери А. М. Калинина Светлана Чернякевич и Наталия Иванова, внук Михаил Анатольевич Иванов, племянник Сергей Александрович Иванов и правнуки, братья Гуровы — Илья и Данила Алексеевичи.

Александр Матвеевич Калинин. Сталинград, 23 августа 
1942 года
Александр Матвеевич Калинин. Сталинград, 23 августа 1942 года

В действующую флотилию
9 августа 1942 года нас, группу слушателей академии Ворошилова, вызвали в строевую часть и передали приказание: сегодня же отбыть
под Сталинград в действующую флотилию. Авиабортов не было, вручили документы — и на поезд. Провожали семьи и друзья.
На станции Ленинская вражеская авиация действует так озверело, как было под Ленинградом: набрасываются сверху стервятники с крестами, расстреливают женщин и детей… А эшелоны идут и идут с пополнением
и боезапасом, войска по ротно следуют в сторону Волги. Думали, чем отправить: самолетом — не оказалось мест, рейсовым пароходом —
не решились, на отдельных участках Волга минирована, отложили
на завтра, поэтому отправились поездом. Взаимные напутствия, пожелания и крепкое прощание.
Трое из нас начинали войну на Балтике: капитан-лейтенант В. И. Волков — в Осиновецкой военно-морской базе, капитан-лейтенант П. Ф. Крысин — на эскадре, и я — в береговой обороне Главной базы.
Почтовый поезд мчал на всех парах. Ехали молчком, выходили в тамбур покурить, разговор заводили о том, как приходилось кораблям
и береговой артиллерии в Прибалтике, на Неве и Ладоге, как тяжело доставалось связистам в первые дни.
Подошел паром, мы поблагодарили путейцев и отправились на правый берег. Какой зеленый район, скверы, парки, но сейчас он дает сталь, танки, по Волге идут караваны с горючим — все для фронта.

Вот и Баскунчак. Тут, видно, фашисты бомбили не раз, эшелоны идут, железнодорожники на своих вахтах справляются по-боевому.
С очередным эшелоном мы отправились до станции Ланская. Под Сталинград следовали новые части, принявшие пополнение. На станции нам подвернулась попутная машина флотилии, с ней и добрались
до переправы.
— Вот мы и на Волге широкой!
Перед нами открылась панорама трудовой жизни и борьбы волжан. Сверху правым фарватером по Волге шли два бронекатера, переваливаясь как лебеди на легкой речной волне. Снизу на буксире — караван нефтеналивных барж. Послышались короткие свистки,
и бронекатера сбавили ход до малого.
Справа выброшенная на берег баржа, левее торчит носовая часть притопленного суденышка, а выше на фарватере переменными галсами ходят тральщики, тралят для безопасности. Мы с интересом слушали бакенщика — где услышишь такие подробности:
— Теперь-то мы учены, да военных на помощь прислали — другое дело. Говорят, сам командующий этим занимается, а постов-то пока маловато.
Прошли по дому старшины, там целый учебный городок: бакена, вехи, створы, сигнальные и семафорные мачты. Старшина повел рассказ
о первом налете гитлеровской авиации:
— Кругом взрывы, в одном месте немец бросает бомбы, в другом под шумок минирует.

В Сталинграде у штаба флотилии первым мне встретился начальник оперативного отдела флотилии капитан 2 ранга Е. С. Колчин, с которым
мы служили на Красной Горке, где я не раз обеспечивал стрельбы радиосвязью. После теплой встречи начались расспросы, было приятно вспомнить первые шаги флотской жизни и первых учителей. В беседу включился подошедший к нам майор Орловский, он тоже ранее служил
на форту. Евгений Семенович кратко ознакомил нас с обстановкой, сказал, что штаб флотилии обеспечивает связью участок Сталин­градской базы, а наблюдение возложено на речников.
— У нас театр сложный, и для надежного управления нужно иметь соответственную службу связи и наблюдения (СНиС).
Е. С. Колчин показал нам место нахождения отдела связи и пожелал успехов.
Вот и приземистое каменное серое здание, прикрытое кронами старых раскидистых тополей, в котором разместился отдел связи. Под тенью молодых кленов кузова машин, в глубине двора под легким навесом краснофлотцы бережно укладывали антенный такелаж, линейные материалы и полевой кабель сматывали с барабанов на полевые катушки. В отделе связи нас встретил сам начальник, капитан 2 ранга Владимир Андрианович Мурин — связист с огромным опытом
(радистом служил еще на царском флоте)… На висках седина, он прошел большую школу, как я узнал при первом нашем знакомстве на Балтике во время инспектирования частей береговой обороны перед войной. Опрятно одет и подтянут, он приветливо посмотрел и с каждым поздоровался, легкая улыбка прогнала с лица усталый вид. Заметно, на флотилии нас ждали.

Журнал "Гангут №73"/2013 г.
Журнал "Гангут №73"/2013 г.

Начальник связи пригласил нас к себе, спросил о семьях, поинтересовался, кто где служил, и ознакомил нас с обстановкой
на Волге, боевым составом флота, ее задачами и сказал:
— У нас до сих пор нет службы наблюдения флотилии, эти обязанности возложены на старшин и бакенщиков службы пути речного пароходства. Несколько постов минного наблюдения, отдельная бригада траления развернута за счет частей флотилии.
Приказ на нас уже был, мы отправлялись на формирование района СНиС — четверых начальниками участков, остальных придают штабу.
До получения под свое командование людей занимались отработкой организации службы наблюдения, детальнее изучали Волгу, наносили
на карту посты, писали инструкции для участков.
Начальник связи продолжил:
— Формирование флотилии начали в октябре 1941 года на базе отряда учебных кораблей. Военные моряки, уже повоевавшие под Ленинградом, Севастополем и на Днепре, с присущей им хваткой вооружали принятые от речного пароходства суда, буксиры и катера. Корабельным связистам работы было вдвойне: первое дело — оборудование кораблей и береговых баз, подготовка радистов для эксплуатации радиостанций, чего они не получили в школах ускоренной подготовки.
Поэтому столкнулись с трудностями радиосвязи между базами
и кораблями на переходах, как только получили аппаратуру, в мае
и июне проводили переоборудование связи кораблей на более совершенные радиостанции РСБ, а на флагманских канлодках дополнительно установили радиостанции типа «Бухта». Обстановка подготовила нас и в наблюдении: уже в июне авиация противника вела усиленную разведку Волги и подходов к ней на участке Астрахань — Саратов. Формирование района затянулось, и первый удар противника по транспортам и побережью в ночь на 23 июля был при тех же явно недостаточных силах, да и средствах противоминной обороны.

Начальник связи озабоченно посмотрел и тяжело вздохнул:
— Задача — формирование СНиС, и чем скорее вы с этим справитесь, тем лучше. Вторую неделю противник бомбит пристани и караваны, минирует русло реки, а противоминная оборона Волги нуждается
в более совершенной связи и тем более наблюдении. Возникнут вопросы — готов выслушать в любое время, а сейчас, друзья, за работу.
В рабочем порядке мы уточнили вопросы организации связи
и материально-технического обеспечения и приступили к освоению речной стихии. Крысин и я, как начальники участков, взялись за изучение русла и фарватера реки, ее режима и ограждения, отработку карт участков с привязкой к местности постов связи
(СНиС) и противоминного наблюдения (ПМН), их секторов наблюдения и связи.
Старший лейтенант Ф. Крячок, как офицер подготовки штаба, взялся
за составление инструкции постам и дежурной службы, инженеры-электрики Н. В. Дятлов и И. Б. Городин занялся телефонной связью,
а радисты Г. П. Шкурин и П. М. Станин с начальником радиостанции района СНиС военкомом 1 ранга В. В. Дудоровым начали заниматься радиосредствами. С первых дней мы установили контакт с операторами
и гидрографами штаба, участком службы пути речпароходства. Заходил
к связистам командующий флотилией, и частым гостем был комиссар штаба А. А. Шохин.

В конце июля начале августа развернулись ожесточенные бои
с противником в излучине Дона. В районе Серафимовичи создалась угроза форсирования противником реки Дона и выхода его к Волге
в районе Камышина.
Мне было сказано:
— Готовьте свой участок СНиС № 5 для этого района.
Военная флотилия, выполняя приказ начальника штаба Сталинградского фронта от
5 августа, всем составом кораблей включилась в активную оборону Сталинграда и его подступов.
К этому времени и на самой Волге обстановка была тяжелая. В первых числах
августа противник возобновил удары по пристаням и караванам. Обеспечивая коммуникации Камышин-Астрахань, флотилия установила конвоирование караванов бронекатерами и проводку за тральщиками. Отдельная бригада траления форсировала размагничивание кораблей
и судов, совершенствуя боевое траление. Работники путевой службы налаживали оповещение и маскировку караванов и судов. Сталинградский ГКО принял решение приблизить посты воздушного наблюдения, оповещения и связи
(ВНОС) к берегу реки, вооружить буксиры и пароходы зенитными пушками и пулеметами.
С приходом штаба флотилии положение стало выправляться...
Продолжение статьи читайте позднее на нашем канале или в журнале "Гангут №73" (2013 г.)

© А. М. Калинин
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №73"/2013
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!