Найти тему

Независимый театр – что это, и от кого он не зависит?

Привет!

Чакчи Фросноккерс - художественный руководитель Малого Театра Кукол в Санкт-Петербурге
Чакчи Фросноккерс - художественный руководитель Малого Театра Кукол в Санкт-Петербурге

Совсем недавно мы выкладывали актерские байки одного из наших педагогов – Дмитрия Петрова. Дмитрий, творческий псевдоним которого Чакчи Фросноккерс, не только наш педагог, но и художественный руководитель Малого Театра Кукол. МТК является социально-значимым для города, несмотря на то, что носит статус «негосударственного». Дима точно знает об отличиях между государственными и негосударственными театрами:

Кому легче выживать?

Чей репертуар интереснее?

Легко ли негосударственным театрам в России?

-2

«Понятие «независимый театр» знают многие, но не все понимают, что это такое. Независимый – официально это почти все, что не «государственный театр». Театры, которые не пользуются финансовой поддержкой государства.

Но я в этом отношении, конечно, строг и категоричен, потому что многие негосударственные театры называют себя независимыми, а по факту таковыми не являются.

Не хочется захламлять ваши головы административной мишурой, но два раза в год в комитете по культуре раздают субсидии, объявляют грантовую помощь. И очень многие негосударственные театры встают в очередь на эти гранты или субсидии. Этот источник их спасает: помогает выплачивать зарплаты, создавать спектакли и прочие статьи расходов, коих у театров миллион.

А независимыми я считаю те театры, которые не просят денег у государства, понимая, что на самом-то деле театр стоит исключительно на плечах зрителей. И вообще-то ему достаточно просто полного зала, чтобы нормально существовать. Не безбедно, но нормально.

-3

Если говорить о появлении независимых театров, то до XX в. такого понятия и не было, потому что все театры были независимы.

Мы в этом смысле некая контр-культура. Театр в России всегда был площадным, он всегда был из народа.

Королевским были балет, опера, придворные живописцы. Театров придворных не было. Мы были необученные, лапотники, говорили на простом языке, цензуры никакой не было, головы нам не сносили, потому что мы единственные “имели право”.

Когда появилась система государственных театров, здесь как раз и произошёл раздел.

В России начали организовывать императорские театры и в тот же момент появились разъезжающие труппы, которые существуют только на собственном энтузиазме и зрительском сборе.

-4

В советском союзе государственных театров стало в 15 раз больше. Советское министерство культуры обозначило своей задачей наплодить огромное количество театров. Государственных и негосударственных театров в те времена не было вообще - все были официально государственными. Плюсов в этом много – сейчас даже в не областных региональных городах есть два театра – как минимум театр драматический и театр кукол, а в некоторых случаях в городе и 3, и 4 театра.

Например, я недавно был в очень крохотном городе, и у них там стоит огромная махина – буквально мини-Александринка, и это – театр Оперы и балета.

В конце 80-х – в 90-е годы пошла волна андеграундной культуры и появились первые независимые театры. Таким предтечей для этого стала Таганка Любимова. Она не был независимой, она был государственной, но именно Любимов со своей первой независимой студией сказал, что мы сплочаемся, как ядро единомышленников. Это был редкий случай в Советском Союзе, когда театр не набрали сверху, а он набрался на принципе одного дыхания, принципе понимания друг друга и желания делать театр.

Независимый театр сегодня – это театр, который направлен на зрителя, а не на правительство. С другой стороны – независимый театр имеет право на взаимодействие с государством. У государства есть такой способ диалога с независимыми театрами: оно может выделить помещение, находящееся на балансе города, социально значимым театрам, которые занимаются благотворительностью, у которых есть план по зрителям, которые побеждают в всероссийских и международных фестивалях и т.д.

Но у нас эта система работает плохо, поэтому многие независимые театры такими быть перестают из нужды».

-5

В следующий раз мы более подробно рассмотрим различия между государственными и негосударственными театрами.

Поделитесь с нами, спектакль какого театра вы смотрели в последний раз – государственного или негосударственного?

#негосударственный театр #государственный театр #театр #театр петербург #театр кукол #беседы с режиссером #режиссер #театры россии #театральные истории #история театра