1. Если добрые члены жюри, руководствуясь своими частными музыкальными вкусами и представлениями о прекрасном, исполнительских традициях и школах, сочтут нужным не дать вашему ученику Гран-при и, следовательно, не выделить вас среди прочей конкурсной массы – значит, так надо вашей профессиональной судьбе. И по этому случаю есть давний совет: те преподаватели, которые хорошо помнят и знакомы с педагогическим разочарованием, уже выглядят не совсем простофилями, чтобы сильно огорчаться по этому поводу…
2. Опасность конкурсного неуспеха с учащимся не должна удерживать нас от продолжения той педагогической работы в школе, которую мы считаем правильным направлением. Более того, конечно не любой творческий провал должен рассматриваться преподавателем как позорный факт своей профессиональной биографии. В этой связи, позволять себе отчаиваться перед лицом неудачи, особенно, когда с учеником сделано всё, что было необходимо и возможно, – неразумно. Наоборот, давно известно, что только сосредоточение всех имеющихся в нас сил на достижении какой-либо цели и приводит к успеху не только в музыкальной педагогике, но и в любой другой области человеческой деятельности. Вспоминайте чаще, что для того, чтобы успешно сделать что-нибудь в нашем деле, от нас всегда требовалось все свои силы направлять в одну точку. Вот в этом и заключается секрет достижения педагогического успеха…
3. Для того чтобы победить на конкурсе, преподавателю с учеником необходимо каждый день добиваться каких-то, пусть даже малых, творческих успехов. Финальный же успех составляется также из множества предусмотренных и педагогически продуманных преподавателем мелочей. Как говорится: «Немного и ещё немного, – и набирается полная миска»[1]...
4. Если вы на конкурсе не добьётесь с учеником успеха сразу, то попытайте свою творческую судьбу еще разика три-пять. Когда и после этого у вас будет тот же результат, – успокойтесь, и займитесь своими прямыми педагогическими обязанностями…
5. Даже один конкурсный успех, обычно, даёт нам более искусное руководство и прибавку к профессиональному мастерству в обучении детей. А если таких успехов не один… Поэтому, побольше ума и разумной целеустремлённости в вашей работе; ума и ещё раз ума, помноженного на целеустремлённость, вам...
6. Конкурсные неудачи случаются по многим причинам, но в основном, в результате страха за возможно неправильно сделанное в музыкально-художественном отношении и, отчасти, из-за некоторой педагогической избалованности и беспечности. Устранение страха и прочих сопутствующих неудаче моментов создаёт уверенность и успех. А потому, встряхнитесь и сделайте то, что положено делать целеустремлённым. И пусть слабые получают свою милостыню конкурсного участия, но не мы!..
7. Не всегда, и не по любому поводу в школе нужно переживать. Например, для нас важнее должно быть совсем не то, что мы проиграли в конкурсе, а как именно мы это сделали и как мы, благодаря этой ситуации, намерены изменяться в своей профессии, что нового выносим для себя из неудачи, как сможем применить полученные «батальные знания» в других творческих соревнованиях. Тогда и поражение обернётся для нас победой… Или нет? А?..
8. В конкурсах, самое невыносимое в состоянии преподавателя – ожидание с учеником конкурсных результатов. Это переход от надежды к отчаянью, от уверенности к сомнениям и обратно. Эти скачки и перепады чувств преподавателя, – пожалуй самая сумасшедшая синусоида, какую только можно себе представить на кардиографе...
9. Когда легче всего сносить конкурсный неуспех? Да всегда, когда видно, что нашим коллегам ещё хуже…
10. На педсовете поддеть успех коллеги на одном из многочисленных и заурядных «международных фестивалей» – дело неблагодарное, так как коллега от наших слов не «сдуется» и, более того, на зло всем, на будущий год опять повезёт свою хореографию на другой такой же…
11. Конечно, это трудно понять, но неужели педагог, планируя заранее своё участие в конкурсе, делает свою работу по подготовке к нему только для того, чтобы не успеть подготовиться к выступлению на нём в срок?..
12. Если председатель жюри «отрывает» преподавателю творческие крылья надежды, то нередко после этого некоторые из них продолжают летать, но уже на «метле» неудовольствия и даже оскорблённого самолюбия…
13. А как вам вот такая быль… Преподавателю одной школы надо было спешить с подготовкой к конкурсу и стал он понукать, и торопить ученика со шлифовкой конкурсной программы, но ученик, как это часто бывает при спешке, «заиграл» программу начисто… И это, казалось бы, совершенно затёртое в педпрактике и ничтожное по сути происшествие, повело за собой, как прямая причина, длинный ряд событий, какие преподавателю пришлось пережить вместе с учеником после того случая. И нынче преподаватель уже знал, что ничего случайного не бывает в профессии, и ничтожные по содержанию события всегда бывают первыми звеньями в цепи учебно-образовательных последствий, которую ежечасно куёт порой для нас профессионально-педагогическая жизнь в школе…
14. Поддерживать 2-3 учеников своего класса в постоянной конкурсной готовности – это точный и безусловный признак высокого профессионализма педагога…
15. Кто-то спросил у председателя жюри: «Почему на сцену выходят за наградами одни только ученики, а их преподаватели – нет?», – на что умный председатель ответил: «Ученикам, надо показывать, как выглядит успех, а преподавателям – как вести себя при публичном успехе своих учеников»...
16. Даже самое непосредственное и живое конкурсное впечатление проигрывает в сравнении с тем же самым, но по телевизору…
17. Некоторые преподаватели хотят для собственного понимания стоит ли в ученика так уж вкладываться, чтобы он сначала поучаствовал в каком-нибудь конкурсно-фестивальном движении. Ученик же, порою, хочет сначала получить в классе основательную школу игры на инструменте с тем, чтобы понять и решить для себя: а стоит ли ему, не столько участвовать в конкурсах, сколько учиться в музыкальной школе, вообще?..
18. Не редкость, когда преподавателю в учебном году приходится спешить с подготовкой ученика к первому конкурсу, чтобы не опоздать к участию в последнем в нём...
19. Если ученик часто думает, как бы сегодня получше сыграть программу на уроке, то педагог, нередко думает – с каким бы интересным репертуаром можно гарантированно выиграть конкурс…
20. Ученики на конкурсе – как праздничный стол, который выглядит всегда хорошо до, и, бывает, не очень, после…
21. Чтобы ученик не «засыхал» в классе, его надо периодически «выгуливать» и на конкурсах с фестивалями...
22. Сколько ученика не учить, а проигрывать конкурсы всё равно придётся…
23. Любые конкурсные победы достаются только тем из нас с учениками, кто их горячо жаждет, а не призывает, как манну…
24. Безвыходное положение – когда ученик играет хуже, чем вчера, а конкурс сегодня…
25. Преподаватель, умеющий готовить учеников к конкурсам, почему-то всегда находит из них таких, которые умеют быть готовыми к любым творческим соревнованиям…
26. Ученик-конкурсант всегда должен быть настолько изворотлив, чтобы, с одной стороны, понравиться всем членам жюри, а с другой, чтобы своим музыкально-художественным потенциалом покорить сердца главных лиц – председателя жюри и публики...
27. И ученики тоже любят такие конкурсные победы, которые могли бы не принадлежать другим, кроме них!..
28. Ученик ощущает себя рабом, когда учится, и королём – когда займёт призовое место на конкурсе. Нечто подобное испытывает и преподаватель в аналогичных ситуациях…
29. Призовые места учеников на конкурсах, порою, как взятие крепости: на одном – её можно получить после первого же приступа; на другом – после долгих туров осады, а на третьем – даже хитроумные или жалостливые переговоры с жюри не дают никаких результатов...
30. К большому сожалению, преподаватель должен всегда выбирать для себя: с учеником, которого любят члены конкурсных жюри – никогда не будешь спокойным, а с учеником, которого и за ученика-то никто не считает – никогда не станешь счастливым…
31. Ученик успешен до тех пор, пока может завоёвывать призовые места на конкурсах; без этих мест – ученик всегда способный, но так себе...
32. Никогда не следует идти на конкурс с учеником, с которым можно победить. На конкурсе надо быть с тем, с которым не победить – нельзя!..
33. Творческая удача любит не тех, кто её любит, а тех, кто готов ей показать себя в полном блеске своих музыкальных дарований и выучки...
34. На конкурсе легче осуществляются те творческие мечты, в которых ни участник, ни его преподаватель не сомневаются…
35. Ученик слаб тогда, когда любя учителя и чтоб доставить ему как можно больше радости, не может выполнить домашнее задание на 5, и сильнее всего, – когда вместе с любимым педагогом завоёвывает не Гран-при, а первое место на конкурсе…
36. Однажды, разговаривая на тему конкурсного движения и, в частности, о плохой упорядоченности конкурсов, о количественной чрезмерности их, о смешных статусах при массовом проведении их везде и всюду, прекрасный и многоопытный педагог, замечательный музыкант и красавица Л.М. как-то сказала: «…Мудрый преподаватель никогда не ввяжется в такой конкурс, где места будут распределяться неизвестно кем и между кем, и откуда «умные» коллеги привозят чемоданы призов… Такой подход имеет очень малое отношение к настоящей музыкальной педагогике»…
37. Преподаватель с хорошей педагогической жилкой, очевидно, просто не терпит напрасного творческого риска и бесцельного конкурсного героизма со своими учениками. И действительно, зачем подвергать ребят конкурсным жерновам, если на то нет никакого профессионального резона?..
38. При наличии злой аттестационной необходимости и безрассудной педагогической отваги, а также усидчивости и выносливости конкурсанта, преподавателю можно предпринять всё, но не всего можно достигнуть в желаемом...
39. На конкурсе слабых соперников рассматривайте как сильных, не спускайте с них глаз и остерегайтесь их, чего бы они не делали. Знакомого же члена жюри – остерегайтесь вдвойне, и лучше рассматривайте его как своего формально знакомого, так как, понадеявшись и положившись на его поддержку, вы можете оказаться в соревновании десятым номером, даже при равных баллах с пятым…
40. Если на конкурсе надумать принять конкурсное жюри за «овец во главе с бараном», то довольно скоро, и наверняка, можно очутиться в его «волчьей пасти»...
41. Творческие победы на конкурсах – это очень опасная вещь не только для юных и молодых участников, но и для не менее юных и молодых их преподавателей. Лавры победителей обманывают и часто ввергают участников и их преподавателей в искушение поверить в иллюзию, что и очередной успех предрешён, что он уже в кармане. Однако, конкурсная действительность всегда много сложнее той схемки, которая порой складывается в некоторых педагогических головах…
42. После конкурсной победы, сразу начинайте заниматься серьёзно и усидчиво, часа по четыре в день, и успех сам придёт к вам, чтобы вы не забыли взять его в напарники следующий раз…
43. Чаще всего побеждает на конкурсе тот участник, кого никто не принимал всерьёз, но ещё чаще тот, кого никто и не знал до этого...
44. Думать, что член жюри – тихоня, и он не может навредить в принятии единственно правильного решения в отношении какого-либо участника, всё равно как думать, что искра не может вызвать возгорания...
45. Когда конкурсант сделал всё, что мог и что позволило его дарование, хотя он и не добился успеха в конкурсе, неуместно, и даже педагогически аморально бранить его и выговаривать ему за случившуюся с ним неудачу...
46. Верить в конкурсный успех – надо!. Но также надо быть и готовыми к нему, чтобы не выглядеть дураком, когда он придёт застав нас врасплох…
47. Не секрет, что только хорошо подготовленный участник может рассчитывать на конкурсную удачу…
48. В талантливое исполнение на конкурсе стрелы критики жюри не летят...
49. Уроки конкурса – не забывайте! Они для нас – всегда хороший учитель будущего исполнительского творчества...
50. Каждому конкурсанту надо и, конечно, по-возможности, стараться не убивать своей игрой членов жюри, а пленять их художественный вкус, обезоруживая их своей музыкальностью исполнения…
[1] Еврейская пословица.