Каждый из нас сталкивается с манипуляторами и в повседневной жизни, и на работе. Более того, каждый в той или иной мере обладает навыками манипулирования и особо в этом преуспевают дети.
Но речь не о них, а о взрослых дядях и тётях на работе…
Что делать, если манипулятор уже в вашей компании? Как его уволить?
Если вы руководитель или HR-менеджер – и видите, что работник своими действиями начинает реально мешать рабочему процессу, то это повод задуматься. Просто так уволить человека, за то, что он манипулирует нельзя, давайте разбираться и применять законные методы.
Мои рекомендации руководителю и HR-менеджеру:
- Определите сферы, в которых действия работника мешают работе вашей компании (к примеру, он постоянно перебрасывает свои задания на коллег, держит коллектив в напряжении, постоянно обвиняет в своих неудачах кого-то, но сам при этом просто «красавчик» и т.д.).
- Оцените реальные результаты работника: насколько он выполняет свою работу и приносит пользу. Результат должен быть измерим, это важно! Если вы не можете этого сделать, то это вопрос не к работнику, а к вам, как к организатору эффективного бизнес-процесса.
- Если коллектив уже ропщет и вам открыто поступают жалобы от коллег или от клиентов манипулятора, то для технического обоснования увольнения этого работника вам необходимо эти жалобы собрать в письменном виде, будь то записи в Книге жалоб или докладные записки. Да-да, таково трудовое законодательство, оно не терпит огульных обвинений и домыслов, только факты!
- Далее, когда вы готовы разговаривать с работником с позиции фактов и цифр, приступайте! В любом случае, моя главная рекомендация: общайтесь с человеком в дружелюбном тоне, уважительно, но не скатывайтесь в оправдания.
- Начинайте беседу с положительного, наверняка, ваш работник хоть в чём-то был хорош, отметьте его былые заслуги и достижения. Дальше можно плавно перейти к неприятной точке – отметить, что с недавних пор вы замечаете явные изменения и они влияют на его текущую работу и на работу компании, а именно… (и вот здесь приводите всю свою аналитику по его текущим ошибкам, которые объективно измеримы (пропущены сроки по отчётам, штрафы от госструктур по вине работника, жалобы клиента, несвоевременная обработка заказа, брак на производстве и т.д.)). Не менее важно, чтобы правила работы и сроки были прописаны в локальных актах компании, иначе усилия ваши напрасны.
- Если ситуация реально уже «на грани», вы уже понимаете, что манипулятор неисправим и спасёт ситуацию только его увольнение, то завершите свою речь утверждением, что работнику необходим рост, который в рамках своей компании вы предложить не сможете, но готовы дать ему рекомендации для работы в других организациях. Выразите готовность всяческого содействия в его дальнейшем трудоустройстве и в выплате компенсации при увольнении.
- Дайте человеку шанс, выслушайте, будьте модератором разговора, не позволяя негативного окраса ни себе, ни оппоненту. Если решение принято, не растягивайте, решайте одним днём, максимально соблюдая требования по наличию документов.
Скажете, что выплата компенсации – это дорого? Поверьте, участие в суде вам обойдется дороже, как и дальнейшее пребывание такого работника в стенах вашей компании или попытки поиска фактов уволить его «по статье».
Будьте готовы, что особо матёрый манипулятор, начнет борьбу с вами. Это редкие случаи и требуют особого внимания. О них расскажу в другой раз.
#увольнение #какуволить #манипулятор #увольнениеработника #Уволитьправильно