Найти тему
"Прогноз Малютка"

Как называются звуки, которые издает младенец?

С первых дней жизни новорожденный умеет издавать звуки. У этой способности важная роль – привлечь к себе внимание взрослого. О крике мы уже писали. Постепенно репертуар вокализаций малыша значительно расширяется. Для этих звуков ученые придумали разные названия:

вскрики – громкие отрывистые звуки
гуканье – короткие, тихие звуки, например, «кх»
гуление – протяжные сочетания согласных с гласными, например, «агу»
лепет – повторяющиеся сочетания согласных и гласных звуков. Например, «бабаба»

К 1,5 месяцам ребенок осваивает не только вскрики, но и гуканье. Ближе к 4 месяцам младенцы становятся все более «разговорчивыми». Если ребенку что-то нравится, он не только улыбается, но и гулит – то есть, издает протяжные звуки, напоминающие воркование птиц.

Обычно гуление состоит из сочетаний гласных звуков: /а/у/ы/, которые могут также соединяться с согласными /г/м/. На этом этапе дети, живущие в разных странах, произносят примерно одинаковые звуки. Чаще всего это происходит в присутствии людей. Гуление может сопровождаться улыбкой и смехом.

После 4-х месяцев меняется функционирование артикуляционного аппарата малыша: на смену рефлекторным движениям языка, губ, челюсти приходят управляемые движения. Во время лепета ребенок произносит сочетания согласных звуков, которые требуют интенсивной работы губ: Б/М/П с гласными, требующими открывания рта: А/Э.
Если гуление у младенцев в разных странах звучит похоже, то в лепете постепенно появляются особенности конкретного языка, так как малыши имитируют интонационные особенности того языка, который слышат. Однако сочетания звуков «бабаба», «мамама» встречаются в лепете младенцев в разных странах.

Хотя многие уверены в том, что дети учатся говорить, исключительно копируя то, что делают взрослые, на самом деле - это двусторонний процесс. Как только младенец осваивает какие-то новые звуки, взрослые начинают с энтузиазмом повторять за малышом его «агу» и «бабаба». Как правило, взрослые не замечают свои многократные повторы, которые являются приглашением малыша к диалогу. Постепенно ребенок получает опыт: звуки могут быть средством общения. Он начинает испытывать различные «приемы», чтобы привлечь к себе внимание взрослых.

Если взрослые не реагируют на попытки малыша общаться, лепет может угаснуть. Это происходит также в том случае, если у малыша есть нарушения слуха или нарушения в развитии нервной системы.

Наш сайт

Автор: Виктория Леонидовна Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, логопед, специалист по сенсорной интеграции и коммуникативному развитию детей, спикер международных форумов, автор книг и статей, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз».

Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх!