Возможно вы слышал о том, что в Петербурге хотят построить Высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) для поездов типа "Сапсан". Эту идею обсуждают уже очень давно и в своё время под эти цели снесли целый квартал исторических зданий на Лиговском проспекте. Котлован, который вы видите на фотографии ниже, образовавшийся после сноса, очень долго ждал решения администрации Северной столицы. Но его всё не было и не было... И в итоге на этом месте построили... ТРЦ "Галерея". Этот объект известен многим.
В прошлом году вопрос о строительстве ВСМ подняли снова. Поскольку современный торговый комплекс занял место будущей железнодорожной инфраструктуры и трогать его теперь нельзя, то было принято решение снести ещё один квартал дореволюционных зданий, расположенных поблизости. Вот их адресный список.
Я решил съездить и посмотреть, что эти здания из себя представляют и каково их функциональное назначение. Заодно решил просто запечатлеть домики на память.
В интернете прочитал, что обширную часть данной территории занимают исторические Склады Северного страхового общества (Склады Кокоревых). Комплекс был построен в 1873-1903 годах техником Михаилом Андреевичем Андреевым. Также ему помогали гражданский инженер Мерц И.А., инженер Кириллов И.А, инженер Кениг Н. и гражданский инженер Меркулов И.А.
«Северное общество страхования и складов товаров с выдачею варрантов» было учреждено в 1872 году в Москве. Инициатором создания и председателем правления общества был Василий Александрович Кокорев. Общество имело отделение в Петербурге и агентства в губернских и уездных городах России.
В 1879 году оно прекратило варрантные операции в связи с тем, что в законодательстве о залоге того времени товар, который был заложен, переставал быть объектом торгового оборота, и варранты, выпускаемые обществами, не могли свободно обращаться на рынке.
Поэтому общество ограничилось лишь страховыми операциями, сосредоточившись на транспортном и огневом страховании, и стало носить наименование «Северное страховое общество».
В ноябре 1918 года оно было ликвидировано.
В настоящее время здесь размещается огромное количестве мелких фирм. Наверное, сотни! Всё заставлено машинами.
Исторические корпуса соединены между собой современными галереями.
Вид, так скажем, на парадный вход с Лиговского проспекта. Вся эта территория подлежит сносу.
Прогуляемся дальше и посмотрим какие ещё здания мы больше с вами не увидим. Например, этого малыша. Сейчас в здании размещается клуб "Дюны".
Среди всей исторической застройки более всего мне приглянулся этот дом. Он самый красивый!
Это здания к складам Кокорева не относится, оно является частью большого дореволюционного комплекса шоколадно-бисквитной фабрики торгового дома "Блигкен и Робинсон".
Вокруг него располагаются совершенно простые по архитектуре строения. Поэтому я вам просто покажу один из них. И подобных зданий, которые пойдут по снос, там несколько.
Часть неиспользуемой промышленной территории.
Эти здания, уже кокоревских складов, также будут снесены.
Ещё один приговорённый промышленный уголок.
Где можно встретить любопытное граффити.
Все здания, которые я показал вам выше, поставлены под нос. Но есть некоторые объекты, которые могут сохранить, приспособив под современные нужды РЖД. В документе, скрин которого вы видели в самом начале заметки, они представлены во второй части. Например, это здание под литерой "О".
А также этот дом под литерой "Н".
Как пишет Канонер часть кокоревских складов предполагается не сносить, но у одного сохранят лишь «лицевую стенку» (под литерой "Р"). Вот у этого.
По задумке весь комплекс накроет огромная крыша на высоте десять метров от земли. Под ней оборудуют зал ожидания и другие вокзальные помещения.
Как говорят инвесторы, смысл всей этой концепции заключается в сохранении подлинного облика складов.
В общей сложности планируется снести не менее 10 зданий, а частично разобрать или реконструировать с целью приспособления под современные нужны РЖД - порядка 12-ти зданий.
На значительном удалении от кокоревских складов находится ещё один дом, который будет снесён в рамках данного проекта. Адрес: Транспортный пер., д. 12. (архитектор и дата постройки здания неизвестны).
А вот и проект нового вокзала ВСМ (в левом углу Лиговский проспект).
Вид с Лиговского проспекта.
Теперь вы будете знать как именно планируют преобразовать данный участок Петербурга. Возможно, вам захочется сюда сходить, чтобы напоследок увидеть старый город своими глазами. Хотя место довольно специфическое, прямо скажем.
И явно требует реновации... Хотя те многочисленные петербуржцы, которые здесь работают, думаю, будут сильно расстроены планами РЖД. Даже несмотря на некоторую степень неухоженности промышленной территории...
На этом у меня всё. Могу лишь добавить, что в настоящее время градозащитники бьются за сохранение исторической застройки на этом участке в полном объёме. Они выступают против строительства ВСМ на Лиговском проспекте.
Адрес: Лиговский пр., д. 50
Координаты: 59.925299, 30.358448
На этой карте я хочу вам показать примерный план сноса/сохранение (реконструкции) имеющихся зданий. Красным отмечены здания, которые хотят снести 100 процентов. А зелёным те строения, которые пока что находятся под вопросом.
Адреса я отметил на основании скрина документа, который показал вам в самом начале.
Удачных вам прогулок по Северной столице! Ну и... будьте в курсе изменений в городской инфраструктуры... или же боритесь против таких изменений, если считаете нужным!
Кстати, в настоящее время решается вопрос о сносе ещё одного старинного квартала с доходными домами.
А также о сносе промзоны.
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки и пишите комментарии! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!