Найти тему
Наталья Баева

Первый поэт Лицея

Именно так торжественно титуловали на встречах бывших лицеистов... Алексея Илличевского.

Странно? Но именно от него преподаватели ждали нового слова в литературе. Пушкин - да, остроумен, но его легкомыслие, поверхностность! Да и французским он владеет совершенно - ну и будет писать французские мадригалы в альбомы...

Как же получилось, что после таких блестящих надежд - ничего особенного? Феномен детской гениальности? Можно предположить и это, зная, что Алексей Дамианович считал свою жизнь просто несостоявшейся. Так и не нашёл себя. Ранняя слава породила неоправданные надежды - и разочарование.

А ведь и самые ранние стихи хороши:

Люблю пиров веселый шум;

Люблю в кругу красот забавы;

Люблю таланты, знанья, ум,

Достоинства и прелесть славы;

Люблю друзей моих, как самого себя;

Подругу больше всех, умру, ее любя;

Любить ли золото? хоть грех, а как не станешь?

Что тут ни перечел, все за него достанешь!

Сын томского губернатора учился в губернской гимназии, и был рекомендован в Лицей как отличник. Вероятно, и тогда ему была свойственна некоторая доля самомнения: преподаватель де Будри отмечал в нём, наряду с отличными способностями, "пренебрежение к другим, которых он вообще мало ценит". Но при этом - "врождённую добродетель", которая даёт надежды на усовершенствование. Человека с такими свойствами очень важно не перехвалить...

Но вот проницательному де Будри (он в центре) "ответка" от ученика :

Нельзя же не видеть многогранной одарённости? Помимо стихов - рисунки! Рисовали в Лицее все (благодаря замечательной системе обучения), но даже на фоне лучшего лицейского художника Костенского рисунки Илличевского выделялись своеобразием. Остроумные, меткие шаржи!

-2
-3

Но проницательный учитель Чириков не выделял его, особо не хвалил - понимал, что это даётся ученику без труда, без напряжения, а значит, скорее всего, не получит развития.

Однако какой избыток творческой энергии, если Олосенька (прозвище Илличевского) едва ли не в одиночку делал рукописный журнал о событиях лицейской жизни! Эпиграммы и карикатуры на товарищей, а нередко и на преподавателей.

Товарищи не обижались. Относились дружески - иронично. Вот какую величальную песнь сочинили ко дню рождения:

"Слава, честь лицейских муз,

О, бессмертный Илличевский!

Меж поэтами ты - туз.

Все гласят тебе лицейски

Криком радостным "ВИВАТ!

Ты родился - всякий рад!

Ты родился - и поэта

Нового увидел мир.

Ты рождён для славы света,

Меж поэтов - богатырь!

Пой, чернильница и перья,

Лавка, губка, мел и стол,

У него - все подмастерья,

Мастеров он превзошёл!...

Однако сам Олосенька догадывался, кто именно станет "богатырём" очень скоро. Случалось ему вызывать Пушкина на соревнование - предлагал писать рыцарские баллады "в духе Жуковского", и пусть рассудят товарищи.

-4

Мнения судей разделились: пол-лицея полагали, что Пушкин пишет "как Дмитриев", а Илличевский - "как Державин", то есть лучше! Но Илличевский имел мужество признать поражение - сам себе он был судьёй, куда более строгим.

-5

Возможно, комплексовал из-за своей внешности: по общему мнению, Илличевский был далеко не красавец. Директор Энгельгардт уже в тридцатые годы писал Матюшкину: " Илличевский, как и прежде, подобно избушке на курьих ножках, верхом толст, а низом щедровит, деловой начальник отделения". Служил тогда Олосенька столоначальником в департаменте Государственных имуществ - какая проза...

И продолжал сочинять...

С весельчака в гостях парик слетел;
Все видевшие в смех, кто явно, кто закрывшись;
Другой бы со стыда сгорел,
Что ж он? он, лысиной к гостям оборотившись:
"Вам чудно, говорит, что с головы моей
Чужие волосы слетели,
Да ведь они и на своей
Держаться не умели".

Случися это же с глупцом,
Над ним бы посмеялись вдвое;
Но острякам хвала! они одним словцом
Поправят дело не такое!

***

Сын маленький с отцом плыл в лодке по реке,

И видя, как брега скрывались вдалеке:

"Гладите, батюшка! - вскричал, - земля уходит,

Вон лес бежит от нас, и горы, и холмы..."

Как час летит! как год проходит!

Мы тоже говорим, а кто проходит? - Мы.

***

СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Другого мысль проникнуть сразу,
Себя уметь скрывать всего,
Смеяться, плакать по заказу,
Любить и всех и никого,

Льстить и ругать попеременно,
Лгать и обманывать весь век -
Вот что зовется совершенный
В понятье светском человек!

Литературное наследие Илличевского обширно, в первые годы после лицея он много печатался (стихи, пьесы, оды, две повести), но "его слава умерла вместе с ним".

-6

Интересны потомкам оказались только его письма. Это было время расцвета эпистолярного жанра, переписка людей того времени - готовые рассказы и повести. А если речь о лицее, о событиях жизни закрытой школы, о визитах в школу известнейших литераторов, о первых влюблённостях, о первых успехах товарищей?

Обо всём этом Олосенька писал своему гимназическому другу П.Н. Фуссу, и письма характеризуют его лучше, чем все лицейские характеристики: автор несомненно умён, наблюдателен, прозорлив и благороден. Вот только знаменитый экзамен с Державиным описывать не стал: очень уж было обидно, что не позволили ему выступить со своими стихами. Ладно, Пушкин - его первенство Олосенька уже признал, но почему ему нельзя, а Кюхле - можно?

И всё же именно тогда, упомянув в письме о Пушкине, Илличевский написал настоящее пророчество: "Дай бог ему успеха - лучи славы его будут отсвечиваться в его товарищах".

Двадцать лет спустя Олосенька будет читать свои стихи на лицейских сходках, извиняясь за то, что так и остался "первым поэтом Лицея, не в пример поэту Всея Руси Великой":

...И что же время нам?Оно

Расторгнуть братских уз не смеет,
И дружба наша, как вино,
Тем больше крепнет, чем стареет.