Уверена, что каждая мама (даже отличника) слышала от ребёнка негативные отзывы о школе. А можно ли винить ребёнка за его слова?
Можно/нужно переубеждать? Есть ли смысл?
Нам всем (учителям/родителям) хотелось бы видеть ученика довольным и энергично бегущим в школу. НО! Возможно ли это?
Давайте для начала подумаем, что такое "школа" в понятии ребёнка?
1. Подъёмы
Даже при идеально выстроенном режиме дня, к среде/четвергу организм ребёнка истощён.
Причиной этому является накопленная усталость за предыдущие дни (переживания по поводу написания проверочных/диктантов/выполнение дз) и рутина в целом забирают много энергии.
Чаще всего именно в середине недели дети особенно сопротивляются по утрам, испытывая нервную систему родителей.
❌Планшеты и телефоны в качестве досуга - плохой вариант.
✔Лучше отдать предпочтение прогулкам/посещению общественных мест, чтобы разбавить рутину новыми впечатлениями.
Такое состояние детям самостоятельно отследить сложно, поэтому они используют разные аргументы, чтобы убедить родителей в том, что в школу идти не нужно (чаще всего "там плохо/скучно" и т.д.)
Но всегда проще закатить истерику и надеяться, что родители оставят дома.
👆 В такие моменты дети не думают о том, что у взрослых есть четкий план дня, а родители не всегда готовы объяснять.
Логично, что если утро началось с криков (которые тоже энергии не прибавляют), то весь школьный день превращается в превозмогание.
⬆И что бы учитель ни делал, всё равно будет скучно.
2. Учитель
Каждый человек уникален!
Личность-многогранное понятие, которое включает:
✔️отношение к себе
✔️установки на жизнь
✔️темперамент
✔️приоритетные ценности и т.д.
Нет идентичных людей, поэтому нужно понимать, что учителя, как и все остальные, тоже разные.
При выборе учителя очень важно опираться на темперамент РЕБЁНКА.
❗Тихому и скромному ученику психологически будет очень сложно учиться в классе у учителя с холеристическим темпераментом (и наоборот)
Давать личную оценку взрослому ребёнком не принято, поэтому чтобы не говорить ничего в сторону учителя, ребёнок снова может придумывать разные аргументы, чтобы не ходить в школу.
Не всегда строгость=качество➡ Но часто строгость=стресс. Стресс ➡ побуждает к защитной реакции.
3. Окружение
В школе дети разных темпераментов вынуждены на протяжении долгого времени взаимодействовать друг с другом. За день между детьми происходит огромное кол-во мини конфликтов/ссор/недопониманий.
❗На одном ребёнке это может никак не отразиться, а для другого такой конфликт - это катастрофа ➡ стресс.
"Я не пойду в школу! Там одни дураки!"- можно услышать от ребёнка.
👆В таком случае нужно целенаправленно работать над умением "расставлять границы", "выделять социальный приоритет".
4. Непонимание программы (частичное или полное отставание)
❗Непонимание=это не лень!
Среди моих учеников много старательных "трудяжек", но! Кривосоставленные учебники с непонятными объяснениями приводят к тому, что порой самостоятельно дети НЕ МОГУТ понять!
А обратиться к учителю для дополнительного разъяснения стесняются/не успевают/забывают.
Дома приходится прибегать к помощи родителей.
👆Младшие школьники оценивают себя через призму школьных успехов.
Я получил 5- я молодец. 2- я плохой.
Непонимание очень бьёт по самооценке.
И многие родители, к сожалению, оценивают детей через эту же призму. И если на ребёнка регулярно ругаться за школьные неудачи - то даже слово "школа" становится триггером.
"Зачем мне это?"- один из вариантов защитной реакции.
Или обратный вариант- ребёнку СЛИШКОМ легко. Тогда скука понятное и очевидное последствие.
5. Домашнее задание
Многим крайне сложно организовать себя для самостоятельной работы. Усталость и непонимание мы уже обсудили.
А что, если вы знаете, что ребёнок ленится?
1. Четко обозначьте временные рамки, которые отводятся на отдых и выполнение дз.
2. Ребёнок должен понимать, что чем дольше он ничего не делает, тем меньше времени свободного останется. Это ЕГО выбор - тратить время.
Это его "поле ответственности", которое в любом случае нужно "вспахать".
Но! Иногда на дз физически не остаётся времени (случай, когда ребёнок вне школы посещает много секций доп. образования).
👆В таком случае совмещать сложно, нужно расставлять приоритеты, чтобы не было перегруза.
Часто, слишком занятые дети, воспринимают школу как "обузу", потому что часто приходят поздно, уроки делают допоздна, недосыпают и находятся в стрессе от того, что везде нужно успеть.
👆Ещё огромную роль играет тип мышления 🧠.
Но об этом погорим в следующей статье.