17 марта 2022 года Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев провел расширенное совещание межрегиональной рабочей группы, осуществляющей реализацию проекта по снижению документарной нагрузки на педагогов.
Проект, целью которого является минимизация бюрократической нагрузки на педагога и высвобождение большего количества времени для работы непосредственно связанной с учебно-воспитательным процессом, был инициирован главой Рособрнадзора в 2021 году и поддержан на заседании Комиссии по образованию и науке Генерального совета партии «Единая Россия».
Планируется, что апробация единой модели документооборота начнется в сентябре 2022 года.
«За несколько месяцев нами проделана большая аналитическая работа по изучению причин документарной загруженности учителя. Совместно с Минпросвещения России мы подготовили предложение по внесению изменений в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о праве педагогических работников не подготавливать отчетные документы за пределами утвержденного Министерством просвещения Российской Федерации перечня. Это очень важный и необходимый шаг, который защитит педагогов от бюрократического произвола. Мы планируем снизить документарную нагрузку педагога как минимум в два раза», – сообщил Анзор Музаев.
Для реализации проекта Рособрнадзором была создана межрегиональная рабочая группа, включающая в себя представителей пяти пилотных площадок из числа субъектов Российской Федерации (Пензенская область, Московская область, Чувашская Республика, Липецкая область и Федеральная территория «Сириус»). Возглавляет рабочую группу директор по развитию ГК «Просвещение» Наталья Алтыникова.
Без бумаги
На совещании принято решение начать разработку единой модели электронного документооборота в части образовательной деятельности школ и колледжей, которая обеспечит максимально комфортную для педагога работу с документаций. Модель будет основана на лучших решениях, реализованных в информационных системах разных регионов, и станет ориентиром того, какой должна быть система электронного документооборота в образовательной организации.
«Информационная система должна обеспечивать максимальную автоматизацию процесса подготовки документов и ответов на запросы за счет внутриведомственной и межведомственной интеграции, а, с другой стороны, формировать единство подходов к оформлению и содержанию отчетов», – пояснила Наталья Алтыникова.
За что придется отчитаться?
Ранее Минпросвещения России и Рособрнадзор направили во все регионы перечень, ограничивающий количество обязательной документации, которую должен заполнять учитель.
Перечень ограничивает количество обязательной документации для школы четырьмя ключевыми документами – основной образовательной программой для каждого из уровней общего образования, журналом учёта успеваемости, журналом группы продлённого дня и материалами личного дела обучающихся.
В документе особо подчёркивается, что ведение отчётности, не указанной в перечне, не входит в непосредственные обязанности учителя или классного руководителя. Такие работы выполняются только с письменного согласия работника с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.
Благодаря сокращению административной бумажной нагрузки у учителей появится больше времени для саморазвития, творчества, профессионального роста.
«Это очень важный документ, который поможет решить одну из главных проблем современной российской школы. Он позволит освободить время для творческой работы учителя с детьми, развития его педагогического мастерства, совершенствования методов обучения и воспитания. Благодаря таким шагам мы сможем создать условия для формирования новой, комфортной, современной образовательной среды», – прокомментировал Министр просвещения Сергей Кравцов.
«Сокращение объёма бумажной работы – давно назревшая мера. Устранив непрофильную для учителей бумажную нагрузку, мы ограничим «самодеятельность» муниципальных и региональных органов управления образованием, директоров школ. У учителя будет больше времени для непосредственной работы с учениками», – заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
Инициатива поддерживается регионами, результаты есть уже сейчас.
Так, в октябре 2021 года представители министерства образования Ростовской области рассказали главе Рособрнадзора, что на территории региона функционирует Региональная информационная система «Образование». Она включает в себя модуль «Электронный журнал» и «Электронный дневник», мобильная версия которых доступна для учителей, учащихся и их родителей. Эта система предназначена для снижения нагрузки на организации образования за счет автоматизации учета контингента и формирования отчетности, исключения многократного ввода одной и той же информации.
Министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина отметила: «Наша задача – выстроить систему управления, начиная с регионального министерства, заканчивая администрацией школы, таким образом, чтобы дать возможность учителям и педагогам уделять больше внимания детям, учебному и воспитательному процессу».
За что отчитывались раньше?
(По материалу Российской газеты «Перегрузка или перезагрузка», Ксения Колесникова, февраль 2019 года).
Учителя тратят до четырех часов в день на заполнение разных отчетов и документов. Большая часть этой "бумажной" нагрузки ни с учебным предметом, ни с классным руководством не связана.
Сколько скворечников установила школа во время субботника? Сколько детей болеет гриппом, а сколько – ОРВИ? В каких соцсетях сидят подростки?.. Вот несколько реальных запросов, на которые учитель строчит подробные ответы в рабочее и нерабочее время.
По данным соцопросов, проведенных до 2020 года, 49% педагогов отмечали, что объем бумажной работы из года в год только увеличивается. При этом больше половины учителей работают на полторы-две ставки. Это минимум шесть-семь уроков в день. Добавьте сюда классное руководство, подготовку к занятиям и мероприятиям, проверку тетрадей, общение с родителями... Когда читать книги? Учиться новому? Ходить в театры, на выставки?.. У большинства российских учителей, констатировали эксперты, на это просто нет времени.
Учителя могли «попросить» отчитаться о том, сколько скворечников установила школа во время субботника и в каких соцсетях сидят его ученики.
В некоторых регионах было создано даже отдельное делопроизводство на случай экскурсии для учеников: заявление классного руководителя, журнал инструктажа. А если заказывался автобус, то и письмо в ГИБДД. Причем все требовалось согласовать в нескольких инстанциях.
— Стремление школ запротоколировать каждое движение специальной бумагой идет от потребности защититься перед местными органами контроля. Когда я пришел в школу десять лет назад, у нас был конспект урока, обычный журнал, сводки с оценками по четвертям и ежегодный отчет, —рассказывал учитель истории гимназии № 116 Санкт-Петербурга, Учитель года России — 2017 Илья Демаков. — После этого, по его словам, классных руководителей обязали заполнять социальные паспорта, писать объемные отчеты для завуча, замдиректора по воспитательной работе и т. д. Чтобы сократить эту «бумажную» нагрузку потребовалось решительно ограничить локальные требования.
Источники:
Материалы с официального сайта Рособрнадзора, Российская газета
#Рособрнадзор #АнзорМузаев #СергейКравцов #МинпросвещенияРоссии #Учителя #Отчеты #Снижениенагрузки