Чуть прикрываясь деревьями, недалеко от Санкт-Петербургского шоссе в Стрельне притаился небольшой дворец, похожий на замок. Если вы едете из Петербурга в Петергоф, дайте здесь, в Стрельне, как говорится, «отдохнуть коням».
Это дача Александра Дмитриевича Львова – настоящее чудо. Ее еще называют Львовский дворец. Как никак последний его владелец был князем.
Этот дворец многое мог бы рассказать. Но поскольку сей готический замок молчалив, сделаем это за него.
Александровка – в честь первого владельца
Одно из названий этой усадьбы – «Александровка», происходит от фамилии генерал-майора Павла Константиновича Александрова. Он был внебрачным сыном великого князя Константина Павловича (сына Павла I), владельца Константиновского дворца.
Свою фамилию стрельнинский бастард получил от имени крестного отца – императора Александра I. Неудивительно, что для обустройства своего дворянского гнезда ему выделили место по соседству с Константиновским дворцом.
Есть даже гипотеза (обоснованная А.А. Забельской), что этот дворец и солидный капитал, которого хватило даже его внуку – Александру Львову – были отступными, данными Павлу Константиновичу за отказ от претензий на Константиновский дворец! Ведь он был единственным, пусть и незаконнорожденным сыном почившего в бозе Константина Павловича.
Так или иначе, приобретя участок в 1838 году, Павел Константинович Александров заказывает архитектору Кольману каменный дворец в модном тогда готическом стиле. Но прославит этот стрельнинский замок не первый хозяин, и не его дочь Александра, а внук - князь Александр Дмитриевич Львов. Давайте зайдем внутрь ограды и рассмотрим небольшой памятник.
Памятник А.Д. Львову. Огненный князь
Перед дворцом установлен памятник его третьему и последнему владельцу – Александру Дмитриевичу Львову.
Человек он был неординарный и в хорошем смысле «с прибабахом», который возможно передался ему от прапрадеда – Павла I. Но прибабах этот был всегда конструктивный и во всех отношениях полезный.
Например, самый известный его фотопортрет, как полагается, сделан в парадном мундире, с пенсне, но при этом с пожарным шлемом на голове. Это не случайно, князь А.Д. Львов был увлечен пожарным делом. Его так и называли «огненный князь».
Этот портрет и лег в основу памятника, который установлен перед дворцом. По свидетельствам, шлем, в котором любил позировать Александр Дмитриевич Львов, был из чистого золота и подарен князю по случаю годовщины его легендарной команды тушильщиков.
В детстве маленький Сашенька Львов неоднократно наблюдал, как горели деревянные дачи Петергофской дороги. Толком бороться с огнем в нашей стране тогда еще только учились. Поэтому в 1880 году, когда ему было всего 17 лет, Александр Дмитриевич создал первую в России добровольную команду «тушильщиков».
Маменька, опасаясь, что увлечение его сына приведет к пожару, отправила Сашеньку на … край имения, за реку Ижорку. Там-то спустя всего три года Александр Дмитриевич выстраивает в своей усадьбе здание местной пожарной части с 17-метровой каланчой, через 4 года выросшей до 25,5 метров. Князь любил лично подниматься на нее с подзорной трубой и лично контролировать пожарную обстановку.
В 1892 году Львов был избран председателем только что основанного им Российского пожарного общества. Помимо этого, «огненному князю» до всего было дело. Он принимал участие в двух десятках общественных организаций того времени…
Оранэла и «старое трамвайное кольцо»
Александр Дмитриевич стал одним из пяти основателей будущей Оранэлы – «Общества Ораниенбаумской электрической железной дороги». Его энергия и доступ в самые высокие кабинеты помогли решить многие организационные вопросы проекта первой русской электрички.
На даче князя Львова 16 (29) июня 1913 года была торжественно отпразднована закладка Ораниенбаумской электрической железной дороги, по случаю отписались все столичные газеты.
Перед самой войной здесь появилось трамвайное кольцо. Сейчас на его месте – сквер.
К сожалению, о том, как выглядело трамвайное кольцо, мы знаем только по немецким фотографиям, да по немецкой же аэрофотосъемке 1939 года.
Есть легенда, что князь Александр Дмитриевич Львов пожертвовал часть своей дачи под строительство этого трамвайного кольца. В легенду вполне можно было бы поверить, поскольку человеком он был благородным и бескорыстным. Однако факт есть факт – кольцо здесь появилось уже в конце 1930-х годов, с появлением на Стрельнинской линии «Американок» - легендарных трамваев «ЛМ-33».
Дворец и шкидовцы
Найдите время, чтобы обойти Львовский дворец вокруг, полюбовавшись игрой его сторон, высокой сторожевой башней и представить, какой вид открывался из дворца на морской вид.
Тут, конечно, придется включить воображение, поскольку морского вида как такового нет. Он закрыт одичавшим фруктовым садом, некогда величественного спускавшимся к заливу и бывшим частью поистине царского имения «Александровка».
Вспомним «Республику ШКИД», одна из глав которой так и называется «Стрельна трепещет». Мы помним, как весной шкидовцы по давно заведенному питерскому порядку переезжали на дачу, в Стрельну.
Шкидовцы переезжают из своей «резиденции» на Старо-Петергофском проспекте на дачу прямиком на трамвае, точнее на специально выделенной платформе. Они проезжают мимо Троице-Сергиевой пустыни, где беспризорник Янкель заорал: «Монастырь! Ребятки, монастырь! … Ведь я же год жил в нем». В самом деле в Троице-Сергиевой пустыни в 1920-е годы находилась колония для малолетних преступников, да и Константиновский дворец был отдан беспризорникам.
Если внимательно изучить «приметы», указанные в тексте, то приходишь к выводу, что шкидовская дача, вероятно, размещалась как раз во дворце Львова. Во-первых, трамвай доехал до конечной остановки и остановился рядом с дачей. В самом деле, в 1924 году сюда уже пришел электрический трамвай. Еще аргумент: когда ребята вылезли на крышу, то увидели «загоравшую на вышке» преподавательницу немецкого языка. Такая башенка есть как раз во дворце, а может это была и знаменитая пожарная каланча.
Упоминающийся в книге пруд тоже был на Львовской даче, он засыпан относительно недавно при реконструкции Нижней дороги. Были рядом с дачей и стрельнинские огороды, куда шкидовцы ходили воровать картошку…
Последние дни жизни Львова
После революции дворец был национализирован. В Петрограде на квартире у родственников жил гражданин Александр Дмитриевич Львов. Он никуда не убежал после революции, потому что не считал это должным делом. Да и капитала за границей принципиально не держал.
Поскольку князь формально не входил в царскую семью, это спасло его от неизбежного расстрела. В голодном и холодном городе Львов продолжал Петрограде издавать основанный им и существующий поныне журнал «Пожарное дело». Уму непостижимо, как он нашел в это время возможность отметить и 25-летие своей пожарной команды. А еще на него возложили ответственность по уходу … за его же национализированным дворцом в Стрельне!
Благодаря исследованиям Анны Забельской, биографа князя, мы знаем обстоятельства кончины Львова. 3 августа 1922 года в Петрограде сердце «Огненного князя» перестало биться, а точнее гореть. Через два года сбудется его мечта. К дворцу, где была торжественно заложена Оранэла, подкатится весело звенящий трамвай.
Сегодня во дворце администрация муниципального образования «Стрельна» и очаровательный выставочный зал, где проходят доступные для всех мероприятия. А во флигеле справа до сих пор жилые квартиры!
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL