С 17 по 21 марта в Концертном и камерных залах Мариинского пройдут концерты и открытые мастер-классы, раскрывающие красоту и разнообразие звучание флейты.
Для музыкантов из разных городов стало доброй традицией приезжать в Петербург, обмениваться опытом, общаться, давать мастер-классы и концерты. Одна из тем VI фестиваля «Виртуозы флейты» – учитель и ученик.
Музыке невозможно научить на лекциях и семинарах – столетиями мастерство передается в личном общении. Игра на флейте – не исключение. Еще в греческих мифах упоминается, что бог Пан учил играть на флейте пастуха Дафниса. Миф о нем в последующие времена вдохновлял многих литераторов, художников и композиторов. Едва ли удивительно, что в самом известном музыкальном воплощении этого мифа – балете Мориса Равеля «Дафнис и Хлоя» – есть соло флейты, одно из сложнейших во всей оркестровой литературе.
Эту музыку можно услышать на открытии фестиваля 17 марта в Концертном зале в Петербурге. Или посмотреть прямой эфир из Петербурга сайте mariinsky.tv.
В эпохи Возрождения и барокко флейта почиталась при дворах инструментом благородным, игре на ней иногда учились и самые высокопоставленные персоны. Самым знаменитым венценосным флейтистом был король Пруссии Фридрих II, прозванный Великим. Монарх играл весьма искусно и сам сочинял музыку – конечно же, только для своего инструмента. У короля был достойный учитель – Иоганн Иоахим Кванц, который начал давать ему уроки, еще когда тот был наследным принцем.
Музыку короля-флейтиста, его учителя Кванца и музыкантов из ближайшего к ним круга, а также увлекательный рассказ о них можно услышать 19 марта в 13.00 в зале Рахманинова на концерте «Флейта короля».
Появившиеся в XVIII–XIX веках консерватории современного типа – в Париже, Лейпциге, Кёльне, Санкт-Петербурге и других городах – вкупе с множеством печатных учебных пособий («школ») будто бы сделали музыкальное образование более «стандартизированным», тем более что в европейских консерваториях хорошим тоном считается приходить на занятия всем классом. Конечно, гаммы, этюды и упражнения помогут развить технику, беглость, ровный и красивый звук, однако тайна становления музыканта по-прежнему совершается только в личном общении мастера с учеником.
Великий исполнитель не всегда бывает хорошим преподавателем (и наоборот), но у флейтистов эти ипостаси, как правило, соединяются и дополняются новыми. Знаменитые профессора из флейтового «пантеона» не считали зазорным работать в оркестре, сочинять музыку, улучшать конструкцию инструментов. Не были исключением и флейтисты, работавшие в Мариинском театре – иностранные и русские: Генрих Зусман, Эрнесто Кёлер, Чезаре Чиарди, Владимир Цыбин и многие другие. История флейтовых классов в консерваториях знает имена великих артистов и педагогов, которые преподавали много лет и воспитали сотни учеников –серьезных и многоопытных музыкантов. Сегодня они уже сами передают мастерство следующим поколениям. Среди легенд отечественной флейтовой школы – Александра Вавилина, которая много лет была солисткой оркестра Мравинского и преподавала в Ленинградской – Петербургской консерватории.
В ее биографии – удивительные пересечения родственных и ученических отношений: учителем Александры Михайловны был солист оркестра Кировского театра Пётр Федотов, чья внучка Мария – в свою очередь, воспитанница Вавилиной, – теперь сама преподает в Консерватории и играет в оркестре Мариинского театра.
Ученики Александры Вавилиной разных лет выйдут на сцену в концерте, посвященном ей, 18 марта в зале Рахманинова.
Через манеры, стили, особенности инструментов и репертуара годами формировались целые направления в исполнительстве – школы. Так, на протяжении многих десятилетий знаком высшего музыкантского качества была и остается французская школа игры на флейте. Однако со временем ее влияние распространилось далеко за пределы Франции, да и вообще сегодня различия между школами во многом условны. Перенимать друг у друга и передавать друг другу лучшее могут музыканты из разных стран, чему примером участники нынешнего фестиваля.
Денис Лупачёв – воспитанник и Петербургской, и Парижской консерваторий; в биографии Ольги Ивушейковой – Московская консерватория и Лейпцигская высшая школа музыки. «Основное» образование большинства флейтистов дополняется многочисленными мастер-классами, которые помогают разнообразить и усовершенствовать исполнение. Мастер-классы традиционно присутствуют и в программе фестиваля «Виртуозы флейты» – в этом году их дадут Денис Лупачёв (17 марта), Мария Федотова (18 марта), Николай Мохов (19 марта) и Ольга Ивушейкова (20 марта). Все они пройдут в зале Прокофьева.