Найти тему
О Москве нескучно

Московский трамвай 1960-х и начала 1970-х: как он уползал на столичные окраины

Оглавление

Почему городские власти не стали окончательно избавляться от московских трамваев в 1960-х? Какие новые маршруты тогда появились, и правда ли, что многими из них мы пользуемся и сейчас? Как так получилось, что столичная трамвайная сеть разделилась на две части, которые не имеют связи между собой? А также - как и почему Москву захватили чехословацкие трамваи? Об этом и не только расскажу сегодня.

Трамваю место на окраинах

Как мы уже выяснили в прошлых материалах (ссылка на них будет в конце для тех, кто ещё не читал), в начале 1960-х трамваи практически полностью исчезли внутри Садового кольца. Но в 1964 году московские чиновники подумали, что совсем отказываться от этого вида транспорта ещё рано. Маршруты могли связать жилые окраины столицы с новыми станциями метро, которым до МКАД тогда было очень далеко. Поэтому новые трамвайные линии хотели прокладывать обособленно, чтобы увеличить скорость вагонов.

Трамваи на Трифоновской улице, 1964. С сайта www.pastvu.com.
Трамваи на Трифоновской улице, 1964. С сайта www.pastvu.com.

В планах была прокладка большого количества новых линий. Например, в Медведково от ВДНХ; в Хорошёво-Мнёвники от Красной Пресни и Щукина; к новым жилым массивам Новогиреева и Тушина, вглубь Чертанова. Первым открытым участком стали рельсы вдоль Открытого шоссе от современной станции метро "Бульвар Рокоссовского" до конечной остановки "Детский санаторий". Сегодня она именуется просто "Метрогородок". Движение официально запустили 17 февраля 1964 года.

Трамвай на Открытом шоссе у дома №25к1. Вид в сторону Окружной железной дороги, 1972. Фото А.И. Кирсанова с сайта www.pastvu.com.
Трамвай на Открытом шоссе у дома №25к1. Вид в сторону Окружной железной дороги, 1972. Фото А.И. Кирсанова с сайта www.pastvu.com.

В конце того же года открылся новый участок метрополитена до станции "Речной вокзал". Уже 1 января 1965 по рельсам поехали трамваи до "Войковской". В следующем году начали работать маршруты до улицы Молостовых в Новогирееве и от ВДНХ до Медведкова. Чуть позже, в январе 1967, проложили рельсы и от Щукина до проспекта Маршала Жукова через Живописную улицу. Новые линии сразу же хорошо себя зарекомендовали. Городские власти решили продолжить удачный эксперимент. Поэтому в 1969 году продлили трамвайный маршрут в Северном Тушине до Братцева.

Вагоны сюда больше не вернутся

Если на окраинах #трамвай обретал новую жизнь и активно развивался, то ближе к центру снятие рельсов продолжалось. Из-за строительства Савёловской эстакады в 1965 году там перестали ходить трамваи. Сначала говорили, что это временная необходимость. Однако больше вагоны туда никогда не вернулись. Другая эстакада - Самотёчная - погубила в 1967 году трамвайное движение на Цветном бульваре, и на участке до улицы Дурова (Олимпийского проспекта тогда ещё не было).

В 1967 году трамваи перестали ходить по Волгоградскому проспекту от Крестьянской заставы до "Микояновского" мясокомбината. Вплоть до 1976 года #Москва лишилась ещё множества трамвайных путей. Например, демонтировали участок от Чистых прудов до Трубной площади по Бульварному кольцу. Прекратилось движение по Марксисткой улице от Таганской площади до Крестьянской заставы. Ликвидировали и не так давно открытый участок в Новогирееве до улицы Молостовых. Это произошло в 1976 году из-за строительства Калининской линии метро.

Но, пожалуй, главное закрытие случилось в 1973-м. Тогда трамвайные рельсы исчезли с Большой Грузинской улицы от зоопарка до Белорусского вокзала. Отныне маршруты Краснопресненского депо утратили связь с остальными московскими трамвайными парками. Эта необычная особенность сохранилась вплоть до сегодняшнего дня. То есть по сути в Москве сейчас две изолированные друг от друга системы трамвайных маршрутов.

Как "Татры" захватили московские маршруты

Несмотря на частичное уничтожение в центре, по большому счёту, трамвай в Москве всё-таки развивался. Помимо вышеупомянутых новых линий, в 1969 году открылся участок, соединивший Красноказарменную улицу и шоссе Энтузиастов. В 1971 году трамваи начали ездить от Москворецкого рынка до улицы Красного Маяка, то есть в Чертаново. Через пару лет линию продлили до улицы Академика Янгеля. Учитывая, что метро сюда пришло нескоро, трамваи были очень кстати.

На протяжении нескольких лет проводили реконструкцию трамвайных путей на многих улицах Москвы. Однако если рельсы были в хорошем состоянии, то подвижной состав - нет. Вагоны МТВ-82, которые массово эксплуатировали в столице долгие годы, уже полностью устарели. Московский завод СВАРЗ, на котором делали эту модель, создавать новинки не собирался. Его сотрудники были очень заняты проектированием новых троллейбусов.

Поэтому городские власти решили обратить свой взор на Чехию (тогда Чехословакию). Так в Москве появились знаменитые "Татры". Сначала (с 1959 по 1962 годы) в столицу поставляли модель "Т-2", которая себя успешно зарекомендовала. Уже в 1963-м чешские конструкторы приступили к созданию модели "Т-3" (с двумя, а потом и тремя дверями), которую начали массово поставлять в Москву в 1964 году. За 12 месяцев приходило в среднем от 50 до 100 вагонов. Они со временем земенили совсем старые модели "БФ", "КМ", а потом и "МТВ-82". Кстати, последним московским трамвайным парком, который начал эксплуатировать чехословацкие вагоны было депо им. Русакова. Это произошло только в 1976 году.

Неудачные эксперименты

Конечно, отечественные предприятия со всего #СССР тоже пытались придумать для Москвы новые трамвайные вагоны. Однако почти все их модели не могли пройти успешно испытания столичным движением. Вагоны постоянно возвращали на заводы, чтобы усовершенствовать и доработать. Хотя встречались интересные экземпляры. Например, РВЗ-7, который создали завод "Динамо" и МЭИ. Несмотря на вполне удачные испытания, массовым вагон так и не стал. Работал в основном в Нижнем Новгороде.

Трамвай "Татра" модели "К-2" на кругу в Медведкове, 1972. С сайта www.pastvu.com.
Трамвай "Татра" модели "К-2" на кругу в Медведкове, 1972. С сайта www.pastvu.com.

Поскольку некоторые маршруты трамваев были очень загруженными, то городские власти экспериментировали с длинной составов. Так в январе 1967 года начали обкатывать новую чешскую "Татру", которая получила название "К-2". Это был сочленённый трамвай (из двух вагонов). Он вмещал до 200 пассажиров. Ездила новинка на самых загруженных маршрутах того времени: 5, 11, 17 и 47.

Удивительно, что трамвай №45 до сих пор ходит здесь. Это 2-й Полевой около Сокольнической заставы, 1972. Фото А.И. Кирсанова с сайта www.pastvu.com.
Удивительно, что трамвай №45 до сих пор ходит здесь. Это 2-й Полевой около Сокольнической заставы, 1972. Фото А.И. Кирсанова с сайта www.pastvu.com.

Для тех, кому интересны предыдущие части, где описана #история Московского трамвая, ссылка на материалы ниже:

Продолжение истории тут:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!