Маленький город Кашин в Тверской области затерялся в лесах и колдобинах дорог. Я проезжала от Москвы до Петербурга на машине неоднократно и разными дорогами, но ухабы тверских путей в моей фантазии навсегда необъяснимы. Сама земля отторгает асфальт низкого качества и провоцирует раз в сезон перебирать подвеску. Но если уж доберётесь по этому безобразию до Кашина – не пожалеете! В путеводителях его называют «Городом русского сердца», и я вижу на это две причины:
1. Маленькая речка Кашинка пронизывает город и окружает его центр излучинами в виде сердечка;
2. Замечательные люди «русского сердца», которых зачастую встречаешь на улицах города.
Первым делом, вы, скорее всего, попадёте на главную артерию города: улицу Карла Маркса. По обе стороны от дорогие заметите и небольшие деревянные дома частного сектора, и каменные особняки – призраки купеческой роскоши. Да, в бытность, когда Кашинка была глубокой и судоходной, торговля здесь шла активно. Убедиться в этом несложно.
Поднимаясь на пригорках дороги вы несколько раз обратите внимание на количество шпилей церквей и храмов. А внимательно вглядываясь в магазины центра города заметите, что «Обувь для детей и подростков» так же расквартирована в старинной церкви, выкрашенной в бледно-розовый цвет (но мне рассказали, что помещения год как вернули церкви). Внимательный глаз насчитает множество подобных строений, а в краеведческом музее города вам подтвердят: действительно, храмов здесь всегда было неимоверное количество, и даже строились они в соответствии с заведённым порядком. А содержалась каждая за счёт своего прихода. Вообразите, насколько хорошо было материальное положение местных дворов, что на несколько семей можно было выстроить отдельную церковь? То-то же.
История города ведётся от первого упоминания, когда, собственно, Батый с лёгкой руки пожёг половину Руси в своих походах – 1238 год. Но мы-то с вами понимаем, что город куда древнее, раз в 1238 году тут было что разорять и жечь. Но люди тут испокон веков упорные, заново всё отстроили, деньжат подзаработали, да взяли и вовсе откололись не то от Углических, не то от Переславль-Залеских земель. Вообразите, более ста лет небольшой Кашин с прилегающими территориями имел возможность называться «удельным княжеством», в составе Тверского великого княжества. Феодальная раздробленность – кровавый эпизод нашей истории, потому, сами понимаете, власть там бывала всякая разная.
Отдельная гордость – местная почитаемая святая Анна Кашинская. Если вам знаком с уроков истории Михаил Тверской, своей жизнь поплатившийся (ну уж будем честными) за возвеличивание Москвы, то вот княгиня Анна – его жена. И мужа, и сыновей, и даже внука она потеряла в Орде, последние дни доживала в Кашине, приняла постриг, и после смерти причислена к лику святых. Удивительна она тем, что была первой деканонизированной святой, всего-то из-за жеста на иконе – помните раскол церкви при Алексее Михайловиче? Вот, хуже всех пришлось Анне, которую из-за двоеперстия велено было больше не почитать. В начале XXцерковь подняла архивы и среди немногих (незабытых, как вот эта княгиня) вернули Анну Кашинскую, сам Николай II дал согласие на её повторную канонизацию. Памятник её найдёте на небольшой площади перед Воскресенским Собором, одним из красивейших храмов Кашина, там же можно поклониться мощам.
Если памятник посмотрели – переходите дорогу и шагайте на смотровую площадку – один из самых уютных русских видов простирается здесь. Внизу у отвесного берега спешит прозрачная Кашинка, развевая зелёные водоросли и поторапливая рыб дальше по течению. Прогуляйтесь влево до Городского Сада. Здесь проводятся народные гуляния, словно храня старинные традиции. Ведь северо-западная часть Горсада сохранила древние земляные валы, оберегавшие жителей от врагов. До чего же по-умному выбрано место для города – и река его защищает, и леса, и такие высоченные валы насыпаны – всё ж было, что здесь защищать!
Вообще, сам рельеф города намеренно открывает прекрасные виды со многих точек. Возвращайтесь на торговую площадь, из века в век оживлённое место. Каменные торговые ряды построены на рубеже XIX-XX веков, но место выбрано неслучайно: они пришли на замену старым деревянным рядам, ведущих многовековую историю. Покупать здесь следует Кашинскую колбасу, Кашинскую минеральную воду «Эра» и продукцию ликёро-водочного завода «Вереск», бытует мнение, что все товары находят своих поклонников.
Про воду! Между прочим, именно на улицах Кашина вы можете услышать от горожан вопрос, были ли вы на местном курорте? Ведь если у вас нет возможности поехать на Кавказские минеральные воды, то курорт города Кашина, без шуток, составляет им неплохую конкуренцию. Не обращайте внимания на совковые условия, здоровье здесь поправлять принято аж с 1884 года! Тогда всё это было здесь с царским размахом.
И за остатками былой роскоши загляните в местный ЗАГС – практически филиал Петербурга на тверской земле: ну очень уж красивая парадная у старинного особняка.
Прогуляйтесь непременно к развалинам Дмитриевского монастыря, основанного ещё одним почитаемым святым (уроженцем Кашинского района, кстати), Макарием Калязинским. Монастырь получил своё название в честь Дмитрия Солунского и некогда был богатым и процветающим. Пережил набеги поляков, после чего отстроился заново, пережил эпидемии чумы и пожары. Советской власти только не пережил, как там основали агроэкономический техникум, так и стал загибаться. Вроде и место для учёбы благодатное, ведь среди выпускников местного духовного училища был Александр Петрович Куницын, про которого золото нашей поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, напишет:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Но если для Куницына образование здесь было самым началом, для другой необычной личности, монастырь стал необычным финалом. Отыщите в траве большую чёрную каменную глыбу – надгробный камень некоего шведского принца. Судьба его – сюжет сериала для федерального канала! Родился Густав в 1568 году от связи шведского короля и трактирной служанки, что в целом не было новостью того времени. Всё бы ничего, отец активно работал над укреплением Шведских рубежей и возвеличиванием своей страны, но даром это не прошло: заработал страшное психическое расстройство. Так бывает, когда гениальность граничит с сумашествием, и в случае короля Эрика XIV привело его к свержению и заточению. А сын, рождённый в морганатическом браке, кое-что перенял от родителей, в частности отчаянно увлекался алхимией и получил блестящее иезуитское образование. Как отца свергли, так Густав разом лишился родины. И в Швеции ему находиться нельзя, и из Финляндии вон пошёл – приходилось скитаться по Европе в надежде на удачную женитьбу. И заблещил свет не откуда-нибудь, а со стороны Руси, от Ивана нашего Грозного. Тот что задумал: безумного Эрика вернуть на престол, сыну оказать поддержку, а дальше наладить дипломатические отношения. Но этим планам сбыться было не суждено, на престол взошёл Годунов и направил политику таким образом, чтоб принца женить на своей дочери Ксеньюшке, Ливонию сделать вассальным королевством и его, Густава, поставить во главе. Добрался принц до Москвы, попировал, в богатом доме расквартировался и ну давай чудить! Пока им самим стращали пол-Европы, дескать, ух как щас всех свергнем, Густава посадим и будем править, он чудак выписал себе любовницу с детьми и живёт на широкую ногу. Борис Фёдорович решил, что это не по-христиански и надо бы выгнать Густава скитаться дальше… Да что-то пожалели, велели с миром и с любовницей ехать в Углич, там ему содержание выписано, а не на глазах у всех можно и дальше алхимией заниматься. Поехал себе принц счастливо, да тут же Смута на носу! Лжедмитрий I плясал под польскую дудку и со страху перевёз Густава в Ярославль, где его держали как пленника. Поляки всё убить порывались, но королевича уберегли, а как Шуйский взошёл на престол, так и вовсе освободили, перевели в Кашин и оказали всяческие почести. Тут-то он свой трудный путь и окончил.
Побывав на могиле такого авантюриста невольно поражаешься, какую насыщенную жизнь он прожил и какой тихий приют обрёл. Если вдруг разрушенный монастырь нагнал тоски, так посмотрите уйму сохранившихся церквей и храмов. В одной из них (Входоиерусалимской, ныне не действующей) обнаружите краеведческий музей. За совсем скромные деньги возьмите быструю экскурсию, там замечательно рассказывают и погружают в славное прошлое города.
Помимо этой достопримечательности, имеется здесь и Музей каши. Казалось бы, про что там слушать, а всё ж таки интересно! На экскурсии поведают, сколько видов каши знали горожане прошлого, какие пословицы связаны с кашей и почему, и ещё несколько занятных фактов. Тоже быстро, для детей насыщенно, и с душой.
Куда идти обедать в Кашине – мнения разнятся. Мест здесь немного, однажды даже шеф Ивлев брался за реорганизацию кафе (найдёте его в здании гостиницы, называется очень неожиданно «Каша»), но даже если вы отправитесь в столовую (сразу за мостом, на Карла Маркса) – всё равно не пожалеете. Хорошо накормят и оставят о себе приятные впечатления.
Честно скажу, я так давно люблю Кашин, что мне не надоедает гулять по его улицам хоть каждые выходные, смотреть с отвесного берега на панораму города, свешивать голову на мостах, есть местный хлеб и бросать кусочки уткам, разговаривать с прохожими и каждый раз удивляться, сколько историй хранит здесь каждый уголок. Но для первого знакомства, отправляйтесь в Кашин на экскурсию выходного дня, подышите особенным воздухом и разделите со мной это ощущение «города русского сердца».
За фото огромное спасибо Вадиму Копылову (https://vk.com/vadim_kopylov), фотографу, местному жителю и настоящему ценителю этой провинциальной красоты и уюта.