Главный вопрос начинающих логопедов: «А как правильно автоматизировать? Почему звук не входит в речь, что я делаю не так?»
Обсудим. Автоматизация имеет последовательность. Это значит, что мы идём постепенно от простого к сложному. Именно так вырабатывается любой навык.
Последовательность такова:
1. Автоматизация на уровне изолированного звука (Самый важный этап. Если вы торопитесь, не уделили достаточно времени этому этапу, то дальше возможны трудности автоматизации)
2. Автоматизация на уровне слога
3. -/- на уровне слов
4. -/- на уровне словосочетания
5. -/- на уровне предложения
6. -/- на уровне связной речи
И вот на последнем пункте у многих логопедов возникает «затык».
Ребенок не использует звук в самостоятельной речи. В кабинете самоконтроль работает - вышел и забыл…. Было у вас такое?
Что делать?
- Организовать регулярность занятий. Не только в кабинете, но и дома/ на прогулке и тд. Т.е. родители - активные помощники логопеда.
- Не автоматизировать звук длительно на одном и том же материале в одной и той же позе.
Это я про автоматизацию по картинкам, сидя🪑 в течение всего занятия.
Хотите сделать автоматизацию эффективней?
Включаем фантазию и подключаем все возможные анализаторные системы.
Эффективно включать различные двигательные игры на запоминание действий и речевого материала. Чтобы ребенок учился удерживать, переключать и завершать программу действий, чтобы развивалось его произвольное внимание и память.
3. Подключать нейропсихолога (желательно) в тех случаях, когда автоматизация надолго затянулась.
4. Ждать. Всему свое время. Один ребенок научится использовать звук за 20 занятий, другой за 50.