-«Спасибо, что поставили звук, мы пошли…»⠀
- «Куда? У вас же он еще не автоматизирован»⠀
- «А что? Еще и автоматизировать надо?»
Да, надо. Подготовка и постановка звука -это лишь часть большого процесса, следующим этапом которого является автоматизация.
Автоматизация - это выработка нового навыка, требующая длительной систематической работы.
Это как выработать привычку. Сколько дней для этого требуется? От 21 до 90!
Если с постановкой звука можно «пролететь», то с автоматизацией (т.е. с введением звука в речь) в 95% случаев так не прокатит. Если звук не будет до конца автоматизирован - с большой долей вероятности он у ребенка «слетит».
А кто эти 5 %?
Конечно,встречаются исключения из правил. В моём опыте были дети с нарушением только 1 звука (чаще всего [Р]), которым после постановки потребовалось не более 6 занятий , чтобы он прочно вошёл в самостоятельную речь. Но здесь есть объяснение , собственно, почему так быстро.
Использовать поставленный звук в речи возможно только при полной автоматизации, т.е.выработке нового условного рефлекса. При этом необходима согласованная работа дыхания, голоса, артикуляции, замотивированность ребенка, достаточно высокий уровень самоконтроля, развитая речеслуховая память и фонематический слух. Это как раз про те 5 %.
У детей с речевыми нарушениями с бОльшим количеством перечисленных пунктов будут те или иные трудности.
И связаны они с неврологическими проблемами, поражением ЦНС. Подчеркну, что практически все речевые проблемы (кроме механических дефектов артикуляционного аппарата) - напрямую связаны с работой мозга.
Именно поэтому у детей с дизартрией , артикуляционной диспраксией (даже в легкой , казалось бы , степени) может затягиваться автоматизация звука на многие месяцы и даже годы.
И предсказать заранее войдёт ли звук в речь быстро или нет - невозможно.