Найти тему
Исторические мелочи

«Французское Бородино» - I

По-видимому, каждый житель России, даже специально не интересующийся темой Отечественной войны 1812 г., знает о существовании «Бородинской панорамы» Франца Рубо. Большинство видело само это произведение – «в натуре» или на многочисленных репродукциях. Наверно, есть какая-то ирония истории в том, что самое знаменитое в России произведение изобразительного искусства, посвященное Войне 1812 г., создано этническим французом. Ведь, как известно, Рубо родился в переселившейся в Россию французской семье. Но, безусловно, панорама Рубо, созданная по заказу российского правительства, делает акцент на действиях русских войск и отражает «русскую точку зрения» на сражение.

Возможно, меньше людей знает, что во Франции также существовала панорама, посвященная Бородинскому сражению или Битве при Москве-реке, как называют это событие во Франции. Это произведение было создано в первой половине 1830-х гг. Жаном-Шарлем Ланглуа – участником наполеоновских войн. Ланглуа не участвовал в походе Наполеона в Россию в 1812 г., поскольку воевал в это время в Испании. Соответственно, он не был очевидцем Бородинского сражения. Однако в ходе подготовки своего произведения Ланглуа изучал относящиеся к битве материалы, более месяца делал зарисовки на самом Бородинском поле. Панорама Ланглуа «Битва при Москве-реке» была выставлена в Париже в 1835 г. Затем, в 1839 г. из-за неких «повреждений» была передана в музейные запасники и, к сожалению, до наших дней не сохранилась. Покажу парочку фрагментов этого произведения. увы, не очень хорошего качества.

-2

Но есть в нашем распоряжении и произведения с изображением Бородинского сражения, созданные участниками битвы с французской стороны, пусть и не «панорамного формата», но также представляющие большой интерес. Об одном таком произведении мы сегодня и поговорим.

Луи-Франсуа Лежен родился в Страсбурге в 1775 г. Учился на художника, но с началом революционных войн вступил в армию. Сделал достаточно неплохую карьеру, долгое время был адъютантом начальника штаба Наполеона маршала Бертье. Вот автопортрет Лежена, созданный значительно позднее, но запечатлевший автора в мундире именно адъютанта Бертье.

-3

Лежен принял участие в походе Наполеона в Россию в 1812 г., хотя сведения о занимаемой им должности в этот период разнятся. По одним данным, в начале кампании он оставался адъютантом Бертье, по другим – состоял при маршале Даву. Так или иначе, он стал активным участником Бородинского сражения, в ходе которого заменил раненого начальника штаба 1-го армейского корпуса Даву. Затем, во время отступления отморозил лицо, самовольно оставил армию, за что уже в Париже был арестован и на некоторое время помещен в тюрьму. Впрочем, вскоре был освобожден и продолжил участвовать в «остатке» наполеоновских войн. При Реставрации вышел в отставку и посвятил себя живописи. В 1822 г. написал картину, посвященную Бородинскому сражению. Картина называется (разумеется) «Битва при Москве-реке» и достаточно часто воспроизводится.

Вот она

-4

При создании картины Лежен использовал в целом традиционный для батальной живописи XVIII-XIX вв. прием, когда на визуально небольшом пространстве объединены события, в реальности происходившие в ходе сражения на значительном расстоянии друг от друга и в разное время. Рассмотрим по отдельности несколько «сюжетных узлов» произведения, при этом пойдем слева направо и по часовой стрелке.

На первом фрагменте изображен вице-король Италии, пасынок Наполеона Евгений Богарне (Эжен Боарнэ), укрывающийся внутри пехотного каре во время известного рейда казачьего корпуса Платова и 1-го кавалерийского корпуса Уварова на левый фланг Великой армии.

-5

Вот, как описывал этот эпизод лейтенант вольтижеров 3-го батальона 84-го линейного полка Жан-Луи Лякорд: «Говорят, что остановившись перед каре 84-го линейного полка принц Богарне спросил: «Где я? Какой это полк?». Начальник штаба Дюрье ему ответил: «Принц, это каре 84-го, под командованием Пего». И вице-король въехал в центр каре. «А, это вы, Пего! В таком случае я спокоен. — И вы имеете все основания, Принц, — ответил полковник, — поскольку Вашему Величеству будет среди нас так же безопасно, как в вашем Миланском дворце».

Пего оказался прав, каре устояло, атаковавшая его русская кавалерия отхлынула, по-видимому, решив не тратить время на атаки пехоты, успевшей сформировать крепкое «противокавалерийское» построение.

На приведенном фрагменте картины Лежена офицер, как бы наглядно подтверждая свои слова, указывает Евгению Богарне на номер полка, отображенный на полотнище знамени. (Отметим также, между прочим, что полосы на изображенном Лежене полотнище французского орла расположены странно – судя по всему, не вертикально, как должны были, а горизонтально). Ниже представлен более поздний портрет Евгения Богарне работы Иоганна Генриха Рихтера, изображающий вице-короля Италии примерно на описываемый период, то есть на конец Первой империи.

-6

Главного героя следующего фрагмента, возможно, многим представлять не нужно. Конечно это самый известный кавалерийский военачальник эпохи наполеоновских войн, маршал Франции, король Неаполя, зять Наполеона, начальник резервной кавалерии Великой армии в 1812 г. Иоахим Мюрат (Жоашен Мюра).

-7

Мюрат изображен в одном из своих экстравагантных костюмов, которые он изобретал для себя сам и которыми славился. В похожем костюме (с поправкой на то, что в данном случае дело происходит зимой, по-видимому, в сражении при Прейсиш-Эйлау в 1807 г.) Мюрата изобразил французский художник конца XIX-начала XX вв. Жоб (Жак Мари Гастон Онфруа де Бревилль).

-8

Судя по всему, материал достиг уже большого размера, поэтому окончание оставим для второй серии.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.