Когда я вижу заключения: «Выход из алалии / дизартрии и тд» у меня возникает резонный вопрос: «А куда выход - то?»
Надеюсь, что каждый логопед знает, что практически все нарушения речи возникают в связи с более глобальными проблемами (чаще всего неврологическими) и не уходят бесследно.
Речь практически никогда не нарушается изолированно.
За многими речевыми нарушениями стоят проблемы в базовых процессах, которые и явились причиной или осложнением ситуации.
Я не говорю про случаи, когда у ребёнка нарушено произношение в связи с короткой подъязычной уздечкой или другой механической проблемой , устранив которую всё становится ОК.
Если у ребёнка тяжелые речевые нарушения:
- Дизартрия
- Вербальная / артикуляционная диспраксия
- Вербальная/ речевая слуховая агнозия
- Моторная и сенсорная алалия
Из них не существует ВЫХОДА.
Возможно словом "ВЫХОД" пытаются описать то, что ребёнок (например: алалик) не говорил и заговорил? Так для этого есть термины, отражающие степень тяжести и уровень речевого развития.
Запомните. Когда у ребёнка обнаруживается один или несколько из вышеназванных синдромов ( особенно в средней или тяжёлой степени)— они будут с ним по жизни.
Задача логопеда (и других смежных специалистов) сделать их проявления менее заметными для окружающих, по максимуму задействовать сохранные механизмы или выстроить обходные пути.
Неужели никто из вас не встречал взрослых со школьными трудностями , неидеальной дикцией, проблемами в выражении своих мыслей , с запинками , трудностями понимания речи на потоке, затруднениями в понимании метафор и логических конструкций, и тд
Это всё они — наши клиенты.
Логопед выявит скомпенсированную дизартрию/ алалию и тд., хоть в 7 , хоть в 37 лет.
Так, где же этот ВЫХОД?