В стране #кризис уже более 2 недель. Паника среди предпринимателей закончилась. Руководители получили данные о текущих продажах. Компаний, которые не просели по продажам, практически нет. Нет продаж – нет денег. А уже скоро нужно будет выплачивать заработную плату.
Руководители начали внедрять антикризисные решения, часть из которых Вы уже наверняка ощутили на себе. Общий лозунг – «Ужимаемся». Оптимизация всего. Во многих компаниях заработной платы. Но судя по статистике сайтов типа «Работа», многие компании уже начали увольнять сотрудников.
И традиционно первая волна увольнений коснулась маркетологов. По данным все тех же сайтов типа «Работа», за прошлую неделю более 20% работодателей убрали с сайтов вакансии «маркетолог», а резюме маркетологов появилось почти в 3 раза больше, чем в начале месяца.
Традиционно российские #предприниматели считают, что без маркетологов их #бизнес точно проживет.
Что делать, чтобы не попасть под волну сокращений?
Не паниковать! Взять себя в руки и начать действовать. Прямо сейчас. Показав шефу, что без Вас бизнесу точно не выжить.
1. Начните следить за новостями и просчитывать риски. В первую очередь следить за рекламой, желательно в режиме 24/7 следить за тем, какие сервисы отключатся, куда можно перенастроить рекламу и т.д. Рекламный бюджет – это наверняка первое, что Вам урежут, и первое, за эффективность чего будут спрашивать.
2. Если у Вас большой маркетинговый отдел: дизайнер, таргетолог и т.д. – возможно, стоит от кого-то отказаться, по принципу «лучше они, чем Вы». Да, придётся больше работать, но больше работать все же лучше, чем совсем не работать. Можно обратить внимание на аутсорс. Так Вы будете иметь возможность покупать только ту рабочую силу, которая актуальна, и быстро менять подрядчиков при неудовлетворительном результате.
3. Главный совет — быть гибкими. Все меняется очень быстро. Сказанное сейчас через пять минут может быть неактуально. Самое время попробовать то, до чего раньше не доходили руки.
4. Проведите ревизию всех каналов коммуникации. Расклад на момент написания статьи: нет рекламных возможностей Google, заблокированы Facebook* и TikTok, Instagram*.
5. Начинайте тестировать новые/забытые каналы для платной рекламы. Перераспределяйте #бюджет, строго следите за расходами.
6. Усилить Яндекс.Директ, перераспределить бюджет из Google.
7. Активизировать ВКонтакте, если там не велась активная жизнь.
8. Задействовать myTarget, который хорошо заходит в регионах, в Москве услуги сервиса обходятся слишком дорого.
9. Обзавестись сайтом. Сейчас необходим хотя бы одностраничный лендинг. Следите за платформами, выбирайте те, главный офис которых находится в России. Подключайте метрики заранее, ставьте счетчики и думайте над SEO.
10. Не распыляться по каналам. Должно быть четкое понимание: здесь просто присутствуем, там берем новые контакты, а вот там — формируем лояльное сообщество.
11. Уделить особое внимание справочникам и каталогам организаций: Яндекс.Справочник и Карты, 2ГИС, Zoon. Нужно актуализировать всю информацию, обновить цены и услуги. Если позволяет бюджет, закупить платное продвижение.
12. Тщательно проработать #отзывы. Попросите лояльных клиентов написать о Вас в каталогах. Неплохо задуматься об автоматизации отзывов. Можно использовать специальные сервисы или чат-ботов в мессенджерах.
13. Активно искать варианты партнерств, исходя из Вашей ЦА. Это могут быть службы доставки еды или различные детские организации, если это Ваша аудитория.
14. Управлять сарафаном. Анализ рекламных источников часто показывает, что 60-70% клиентов приходит по сарафану. Этим процессом можно и нужно управлять. Как минимум, запустить старую-добрую акцию «приведи друга». Сумму скидки нужно просчитывать, исходя из понимания: сколько Вы можете для себя позволить на нового клиента? Стоимость привлечения одного клиента и есть оптимальный размер бонуса.
Каких долгосрочных последствий ждать?
Самый глобальный фактор, влияющий на рынок сейчас — рост абсолютно всех расходов.
А значит, нас ждет:
- во-первых, снижение покупательской способности и, как следствие, падение спроса.
- во-вторых, рост расходов на ведение и содержание бизнеса и, как следствие, сложности с открытием новых торговых точек, ремонтом и заменой оборудования из-за трудностей импортозамещения.
Вы маркетолог? Что из предложенных вариантов планируете применить в первую очередь?
* запрещенная на территории Российской Федерации организация
#технологии #маркетолог #финансы #рынок