Агрессия - врожденное инстинктивное поведение, позволяющее человеку выжить и адаптироваться в мире, как биологическом, так и социальном.
Те дети, у кого подавили агрессию, вырастают сломленными, тревожными, боящимися. Им сложно отстаивать свои границы, говорить "Нет", добиваться карьерных целей.
Однако, физический вред от агрессии и морально-нравственные нормы (плохо причинять вред другому, стыдно что ребенок такой) заставляют родителей запрещать своему ребенку агрессию!
На самом деле, агрессию нужно не подавлять, а:
1) выяснять причину агрессии;
2) убрать причину, скорректировать направление, форму выражения агрессии.
Подробнее в телеграм-канале https://t.me/SOVaKanal
Или Вконтакте
Приведу пример из своей работы.
#Агрессия Пример
Два мальчик подрались, один (1) другому засунул палец в попу, другой (2) чуть не задушил его. Мальчики 1 класс.
Разбираем с мальчиками.
(2) Он подошел, сделал пальцы вот так и засунул мне в попу. Я разозлился и начал бить его.
(1) Да так и было.
Психолог. За что?
(1) По приколу было, интересно как это бывает.
Причина агрессии: (1) мальчик так играет, он не понимает эмоции другого, не может осознать как другой чувствует. (2) в принципе не может понять, что так можно играть.
Что сделали. С (1) поставили себя на место другого. Проговорили эмоции, кто что чувствовал в данной ситуации. Пришли к выводу, что прежде чем придумывать игру надо поставить себя на место другого – было бы тебе приятно, если бы с тобой так поиграли? У (2) мальчика сняли обиду – «он не хотел тебя унизить, он просто придумал глупую неудачную игру».
Что было бы, если бы не выяснили причину и просто подавили агрессию:
- непонимание, за что ребенка наказали у (1) (он же хотел поиграть), чувство несправедливости со стороны учителя;
- обида (1) на (2) – первого наказали из-за второго, а он всего лишь хотел поиграть;
- (1) как не понимал эмоции другого, так и дальше не понимает, а значит будет дальше придумывать подобные «игры», и будут дальше конфликты и драки;
- обида (2) на (1), т.к. дети воспринимают все эгоцентрично, то восприятие ситуации у (2) такое : «он мне специально это сделал, он меня за что-то не любит, мне нужно от него защищаться, а лучше тоже что-нибудь гадкое сделать»;
- дальше бы (1) и (2) еще где-то сцепились, возникла бы вражда, т.к. есть взаимная обида, они бы уже забыли первую причину, но чувство по отношению друг к другу сохранится.
В итоге, если бы агрессию просто подавили (запретили), то агрессивное поведение обоих бы закрепилось и усилилось.