Найти в Дзене
Свой Бизнес

Первыми франчайзи были... епископы?? Быстрая история развития франчайзинга

Оглавление

Наверное, самый известный франчайзер - один из первых владельцев сети ресторанов McDonald’s Рэй Крок. Но использовать похожую схему для увеличения прибыли начали задолго до него.

Рассказываем, как это было.

Епископы и пивовары

-2

Слово «франшиза» пришло к нам из Франции, где оно обозначало особое право или льготу. А термин «франчайзинг» первыми стали использовать в Англии: так обозначали право епископатов получать доходы от организации и ведения торговли. Это право им делегировали короли, которым было сложно контролировать сбор налогов и торговлю на обширных территориях.

Позднее похожу схему начали использовать пивовары. Они заключали договоры на продажу пива с владельцами постоялых домов, а взамен получали определенную долю дохода.

Печатная франшиза Бенджамина Франклина

-3

В 1730-х годах Бенджамин Франклин заключал названные "партнерством" франчайзинговые договоры с разными типографиями во многих штатах США. Помимо новостей, там должны были печататься собственные труды Франклина.

Швейная машинка Зингера

-4

В 1850-х Исаак Зингер столкнулся с проблемой: его швейные машинки производились в больших количествах, но у компании не было своих сервисных центров, чтобы обслуживать технику после покупки.

Тогда Зингер решил передавать партнерам право на продажу своих машинок с обязательством открывать сервисный центр. Так швейные машинки этого бренда стали самыми известными в мире.

В 1920-х В США развивался торговый франчайзинг. Оптовики Drugstores, Spar, Ben Franklin предлагали небольшим магазинам многочисленные скидки, давали право на торговую марку своей компании и оставляли продавцам их независимость. Через десять лет в Америке начали открываться сетевые бензоколонки, которые предпринимателям передавали на условиях аренды.

Эпоха McDonald’s

-5

Новую эру ознаменовал Рэй Крок. Он продавал франчайзи не только право на популярную вывеску, но и пошагово расписанный план для успешного ведения бизнеса. От партнеров требовалось соблюдать множество условий: единообразие меню, размер порций, рецептура, ингредиенты. оформление кафе и так далее.

Именно эта схема стала родоначальницей франчайзинга в том виде, в которому мы привыкли.

Сегодня по всему миру расположено около 38 000 ресторанов сети McDonald’s. 93% из них — это франчайзинговые точки, которые управляются местными предпринимателями.

В России этот тренд только набирает обороты. Пока что только 132 из 850 точек управляются независимыми бизнесменами.

Франчайзинг в России

-6

Одним из первых франчайзеров в нашей стране был Владимир Довгань с франшизами «Дока-хлеб» и «Дока-пицца». Его предприятие выпускало мини-пекарни: покупая франшизу, партнеры получали и оборудование, и готовую модель бизнеса.

Следом пришли «Sbarro», «Спортмастер», «Sela» и «Subway». В середине 2000-х появились Milavitsa, 2ГИС, Бэби-клуб, BERGhoff, Азимут отель, Национальный банк сбережений и многие другие.

Франчайзинг сегодня

-7

Франчайзинговые компании представлены в 70 секторах экономики. Чаще всего эту модель используют в США, Японии, Англии, Германии, Франции и Канаде.

В России по данным на конец 2021 года объем рынка франчайзинга достиг 2,1 трлн рублей. А количество открытых по франшизам торговых точек превысило 80 000.

В чем причина такого интереса к франшизам?

  • новое поколение стремится развивать собственный бизнес
  • готовые бизнес-модели более надежны
  • франчайзинг снижает инвестиционные риски

Российские власти стараются поддерживать развитие франчайзинга разными методами. Например, через центры "Мой бизнес" можно получить субсидию при покупке франшизы или вернуть часть средств, затраченных франчайзи на рекламу.

А не так давно стало известно, что передачу ноу-хау по франшизе могут освободить от НДС. Что это значит?

Сейчас передать права на результаты интеллектуальной собственности без уплаты налогов можно только по договору лицензирования, который практически не используют при франчайзинге - обычно заключается договор коммерческой концессии.

Если передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности по договорам концессии освободят от НДС, развитие франчайзинговых сетей станет активнее, считают авторы этого законопроекта.

Для экономики франчайзинг - это способ разогнать технологии по стране, для потребителей - гарантия качества, а для начинающего бизнеса - возможность работы по проверенной финансовой модели.

Чтобы стать частью новой истории, выбирайте франшизу в каталоге - будем вместе двигать экономику вперед!

#франшиза

#история бизнеса

#история успеха