Автор: Сергей Александрович Резников
Треугольник «Преследователь — Спаситель — Жертва» — это устойчивый шаблон циклического поведения в отношении двух близких людей, который приводит к возникновению и поддержанию агрессии в их отношениях.
Рассмотрим на примере.
Роли, которые играют слишком любящая женщина и ее партнер, сводятся к разновидностям таких амплуа, как спаситель, преследователь и жертва. В типичном диалоге каждый из партнеров многократно играет все эти роли по очереди. Обозначим роль спасители буквой С (попытка помочь), роль преследователи — буквой П (попытка обвинить), а роль жертвы — буквой Ж (невинный и беспомощный страдалец). Вот сценарии, который покажет вам, как развивается эта игра.
Том, который часто приходит поздно, только что вошел в спальню. На часах 23:30. Его жена Мэри начинает:
Мэри (плаксиво). (Ж) Где ты был? Я так беспокоилась, не могла уснуть, все боялась, что ты попал в аварию. Ты же знаешь, как я за тебя тревожусь. Неужели нельзя было хотя бы позвонить и сказать, что ты жив?
Том (умиротворяюще). © Дорогая, я ужасно виноват. Думал, ты уже спишь, и не хотел звонить, чтобы тебя не разбудить. Не расстраивайся, я жив и здоров, следующий раз обязательно позвоню, даю тебе слово. Как только буду готов, помассирую тебе спинку, и ты сразу успокоишься.
Мэри (распаляясь). (П) Не нужен мне твой массаж! Значит, позвонишь следующий раз? Это просто издевательство! Прошлый раз ты тоже обещал позвонить, ну и где он, твой звонок? Тебе наплевать, что я тут лежу и думаю, как ты валяешься мертвый на шоссе! Ты-то никогда ни о ком не думаешь, потому и не знаешь, что это такое — беспокоиться о том, кого любишь.
Том (беспомощно). (Ж) Дорогая, ты не права. Я думал о тебе. Просто не хотел тебя будить. Я не знал, что ты так расстроишься. Ведь я старался, чтобы тебе было хорошо. Что бы я ни сделал, тебе все равно не угодишь. А если бы я позвонил и разбудил тебя? Ты бы сказала, что я негодяй. Я всегда виноват.
Мэри (покаянно). © Ты не прав. Просто ты мне очень дорог. Я должна быть уверена, что с тобой ничего не случилось, что ты в полном порядке. Я не собиралась тебя обижать, просто хочу, чтобы ты знал: я беспокоюсь, потому что очень тебя люблю. Прости, что я так разошлась.
Том (почуяв перелом). (П) Если ты так беспокоилась, почему ты не рада видеть меня теперь, когда я вернулся? Почему ты накинулась на меня с воплем: «Где ты был?» Ты что же, не веришь мне? Я устал каждый раз перед тобой оправдываться. Если бы ты мне доверяла, то легла бы спать. А когда я вернулся, обрадовалась бы, вместо о чтобы на меня нападать! Иногда мне кажется, что тебе нравится устраивать сцены.
Мэри (повышая голос). (П) Ах, обрадовалась бы! После того как пролежала два часа, ломая голову, куда ты пропал? Если я тебе не доверяю, так это потому, что ты палец о палец не ударил, чтобы внушить мне доверие. Ты не звонишь, обвиняешь меня в том, что я расстроена, а потом еще предъявляешь претензии! Удивляешься, что я не проявила восторга, когда ты наконец дотащился до дома! Почему бы тебе тогда не вернуться туда, где ты болтался весь вечер?
Том (успокаивающе). © Послушай, я знаю, что ты расстроена. У меня тоже был трудный день. Хочешь, принесу тебе чаю? Это как раз то, что тебе нужно. Потом приму душ — и в постель? Ладно?
Мэри (сквозь слезы). (Ж) Ты просто не понимаешь, каково это — ждать и ждать, зная, что ты мог бы позвонить и не звонишь. Просто тебе на меня наплевать...
Достаточно? Наверное, вы уже поняли, что эти двое могут меняться местами в треугольнике из ролей спасителя, преследователя и жертвы еще много часов, дней, а то и лет. Берегитесь, если поймаете себя на том, что отвечаете на любую реплику или поступок собеседника с позиции одной из этих ролей! Вы попали в бесцельный, бесполезный и изнурительный круг обвинений, оправданий и обвинений, в котором победителей не бывает. Остановитесь! Не пытайтесь повернуть ситуацию в свою сторону, становясь доброй, злой или беспомощной. Измените то, что в ваших силах, — измените себя! Откажитесь от желания победить в споре. Откажитесь даже от самой борьбы или от попыток получить от него правдоподобное объяснение или извинение за проступок или небрежность. Откажитесь от желания видеть его раскаявшимся. [1]
Один из способов, которым можно разорвать цикл, — не поддерживать эту игру и действия, которые ведут к эскалации конфликта.
Что от вас требуется для того, чтобы не втягиваться в игры
Чтобы не втягиваться в игры, необходимо всеми силами удерживаться от любого ответа, который способствовал бы продолжению игры. Нужно ответить так, чтобы положить игре конец. Сначала вам будет довольно сложно, но, поупражнявшись, вы быстро справитесь с этой задачей (если прежде справитесь со своей потребностью играть в игры, что входит в предыдущий шаг: бросить привычку контролировать и манипулировать).
Давайте еще раз взглянем на описанную выше ситуацию и посмотрим, как Мэри могла выйти из сценария. Предположим, она уже начала заниматься своим духовным развитием и поняла, что нет никакого смысла пытаться манипулировать Томом. Она учится заботиться о себе самой. Поэтому, когда Том, несмотря на поздний час, не явился домой, она не позволила себе волноваться и злиться, а вместо этого позвонила подруге из группы поддержки. Они обсудили ее приступ страха, и это помогло Мэри успокоиться. Ей было необходимо поведать кому-то о своих чувствах и подруга выслушала с пониманием, но от советов воздержалась. Положив трубку, Мэри стала повторять одну из своих любимых формул: «Моей жизнью руководит высшая сила. С каждым днем чувство покоя, надежности и безмятежности становится все сильнее». Поскольку никому не дано думать о двух вещах одновременно, Мэри обнаружила, что, обратившись мыслями к спасительной формуле, она успокоилась и даже расслабилась. Когда в 23:30 Том явился домой, она уже спала. Своим приходом он разбудил ее, и она почувствовала, что досада и злость возвращаются. Тогда Мэри пару раз повторила про себя формулу, а потом сказала:
— Привет, Том. Рада, что ты уже дома.
Том привык, что в таких обстоятельствах его всегда ожидает ссора, поэтому небрежное приветствие жены его слегка озадачило. Заняв оборону, он начинает оправдываться:
— Я собирался тебе позвонить, но...
Мэри дожидается, пока он закончит, и говорит:
— Если будет настроение, можем поговорить об этом утром. А сейчас я ужасно хочу спать. Спокойной ночи.
Если Том чувствовал себя виноватым за позднее возвращение, то ссора с Мэри облегчила бы его вину. Тогда он мог бы сказать себе, что жена зануда и придира, и все дело было бы не в его опоздании, а в ее занудстве. А так и он остался виноватым, и Мэри не страдала из-за его проступка. Именно так и должно быть.
Когда вы оба играете в «спасителя-преследователи жертву», это слегка напоминает игру в пинг-понг: вы отбиваете шарик, когда он летит в вашу сторону, чтобы не втянуться в эту игру, нужно научиться пропускать шарик мимо себя. Один из лучших способов — научиться отвечать: «Надо же» [В другом переводе: «Ага»]. Например, в ответ на извинения Тома Мэри может ответить «Надо же» и снова уснуть. Это вдохновляющее ощущение — не позволить втянуть себя в борьбу, которая сопровождает диалог типа «спаситель-преследователь-жертва». Если вы в него не втягиваетесь, сохраняете равновесие и достоинство, то чувствуете себя просто замечательно. А это значит, что вы сделали еще один шаг к исцелению. [2]
Обратим внимание, что здесь используется только один способ разорвать этот цикл, — бездействие. Но, безусловно, действенных подходов гораздо больше. Например:
- можно попытаться «Сбить реакцию» с помощью шутки;
- можно признать свою неправоту (частично об этом написано в примере);
- можно выбрать время и место для того, чтобы объясниться — отложить эскалацию;
- можно выбрать опытного посредника, который поможет избежать ошибок.
Подробнее о разрешении семейных конфликтов (не касающихся насилия!) можно прочесть в книге «100 способов разрешения семейных конфликтов».
Выводы:
1. Треугольник Карпмана — пример устойчивого негативного поведения, который воспроизводится при общении двух человек.
2. Его можно разорвать несколькими способами. Например, не поддерживать конфликтное действие, сбить реакцию и т. д.
Дополнительные материалы:
Плейлист: Социальные открытия, инновации, изобретения из 14-ти видео:
Вы можете #бесплатно скачать:
ВИДЕО-ЗАДАЧНИК ПРОЕКТА VIKENT.RU № 01
https://livrezon.com/shop/product/videozadachnik-vikent
Источники:
[0] При создании заглавного изображения использованы источники 1, 2, 3 и 4.
[1] Р. Норвуд. Женщины, которые любят слишком сильно. — М.: Добрая книга, 2017. — С. 306-310. Пример прислан А. В. Агафоновой.
[2] Там же.
#социальныеинновации #социальныетехнологии #апорон #общество #социология #исследования #наука #эксперимент #факты