Сейчас в это уже трудно поверить, но когда-то в прошлой жизни я работала в офисе и деятельность моя была связана с энергетикой.
Нет-нет, не пугайтесь. Я не поехала кукушечкой и не пытаюсь вам рассказать о колесе Сансары, перерождениях и памяти прошлого опыта, который мы переживаем вновь и вновь.
Просто изгибы моей судьбы были так внезапны и кардинальны, что некоторые этапы моей жизни выглядят и вправду как совсем чья-то другая жизнь.
Поэтому их я называю своей прошлой жизнью.
Если крупными мазками судьбы, не вдаваясь в детали, то жизней таких у меня было три. И одна из них - как раз та, где я работала в крупной энергетической компании, анализировала рынки энергооборудования и писала умные документы.
Говорят, я была неплохим маркетинговым аналитиком. Но, как говорится, умер Максим, да и фиг с ним.
От той прошлой жизни у меня остались старые визитки, парочка деловых костюмов (не, ну а вдруг), знание, откуда в розетках берётся ток и что такое электричество в принципе (в физике я была не сильна и до прихода в "Силовые машины" имела весьма смутное представление об этом) да несколько каталогов по турбинам и генераторам, которые я лишь пару лет назад выкинула, неожиданно обнаружив в шкафу.
Экскурсия на Колымскую ГЭС, турбины для которой делали как раз "Силовые машины", была для меня чем-то немного напоминающим путешествие на машине времени.
Нет, конечно и без моего энергетического опыта посмотреть, как работает ГЭС, всегда интересно. Я вообще люблю смотреть на подобные штуки - электростанции, заводы и прочее полезное.
Но тут ещё прям такое - что-то далеко забытое, но не чужое.
Поэтому, несмотря на то, что год назад, когда мы ездили по Колыме с журналистами, мы уже были здесь, на этот раз я снова пыталась продавить идею посещения Колымской ГЭС.
Первая попытка была не очень удачна, но потом мироздание повернулось ко мне той стороной, которой надо и посещение ГЭС было включено в нашу программу.
Так, ну хватит всяких олли-историй. Пора перейти к языку штампов и красивых текстов.
Одним февральским солнечным морозным утром мы свернули с трассы Колыма по указателю на посёлок Синегорье, где нас уже очень ждали.
До Синегорья от трассы Колыма где-то 30 километров, но, как говорится, почувствуйте разницу. В отличие от основной трассы, где со снегом было как-то не очень, здесь - настоящая зима.
А вот и Синегорье.
Строительство посёлка началось в 1971 году одновременно с проектированием Колымской ГЭС. Как не сложно догадаться, именно для обслуживания этой станции посёлок и создавался.
В 1981 году строительство посёлка завершилось.
В 1989 году его численность достигла максимального количества - больше 11 000 человек. Был даже свой аэропорт.
Но с начала девяностых начался отток жителей из посёлка. И на сегодняшний момент число жителей сократилось почти в десять раз. Сейчас их чуть больше полутора тысяч человек.
Две трети зданий стоят заброшенные.
Интересно, каково это - жить в посёлке-призраке.
Впрочем, до призрака ему ещё далеко. Жизнь здесь продолжается.
Вон - люди бегают даже.
И горы всё такие же синие, а деревья - белые. Красота.
На самом деле, приехали мы уже совсем не утром, а достаточно поздним днём. Поэтому первым делом поехали в административное здание, где нас ждали в столовой, чтобы накормить вкусным обедом.
Из достопримечательностей здания - большой плакат, на котором можно увидеть, как выглядит Колымская ГЭС летом, а то я всё здесь зимой только бываю.
Вот такая светящаяся картина, сделанная в подарок на пятидесятилетие Колымской ГЭС
И конечно - столовая.
Про "вкусный обед" - это не фигура речи. Они там действительно очень вкусно кормят. И пирожки пекут чудесные.
Подкрепились - можно и за дело браться.
А дело у нас - ехать ГЭС смотреть.
Между прочим, попасть на экскурсию на Колымскую ГЭС может любая организованная группа туристов.
У них на официальном сайте даже форма заявки имеется и правила посещения.
Здесь всегда рады гостям. Но как и на любом режимном объекте, здесь пропускной режим. Для посещения надо заранее подавать список группы с паспортными данными и номерами машин. Просто так приехать и пойти на станцию не получится.
Документы проверили, машины посчитали, никого лишнего не прихватили - можно ехать.
А вот и мост через реку Колыма.
Тут меня накрыла волной воспоминаний о нашей поездке с журналистами. И о моём чудесном экипаже в лице Саши и Лёши - самом лучшем экипаже на свете.
Эх.
Ну да ладно, не стоит грустить о том, что было. Я же буддист.
Поэтому буду смотреть, что есть.
А есть у нас - сооружения станции.
И река, как раньше было принято писать - укрощённая человеком.
Не буду рассуждать про укрощение природы и вред, наносимый человеком. Тем более, что на этой станции этот самый вред природе был нанесён минимальный. А людям вообще сплошная польза - никаких затопленных отселённых населённых пунктов здесь, по понятным причинам, не было.
Ну, и красиво же, да?
Кроме того, что это красиво и полезно, Колымская ГЭС уникальное сооружение.
Конечно, проект строительства каждой гидро-электростанции по своему уникален. Но здесь - особенный случай. Суровые условия и вечная мерзлота обязывают.
А ещё у Колымской ГЭС самая высокая грунтовая плотина.
Вот я - мне очень холодно, вот плотина где-то внизу.
И ещё Колымская ГЭС самая мощная в России электростанция с подземным машинным залом.
Вот туда-то мы отправляемся.
То есть сначала, до того как спуститься в подземелье, нам показывают залы, откуда идёт управление станцией.
Мигают лампочки на схеме, на мониторах высвечиваются разные умные цифры - всё как в фильмах про управление космическими станциями, но фотографировать это великолепие категорически запрещено.
Поэтому из этой части экскурсии вот вам фотография строительства станции, украшающая стену.
А вот теперь - под землю, в машинный зал.
Был вариант добраться до машинного зала каким-то более коротким и цивильным способом, но услышав, что есть возможность пройтись пешком по подземелью мы закричали: "Конечно пойдём!"
Какие-то сказочные пещеры, а не экскурсия на электростанцию, да?
Тем контрастнее и интересно выходить из них в "цивилизацию"
И попасть в машинный зал, где всё сверкает и сияет.
Видите, как поражённый человек, вышедший из тёмных подземелий в зал воздаёт хвалу богу электричества.
Вот здесь где-то оно и живёт.
Что снимают все эти люди?
Чудо чудное, как крутится турбина в направлении указанном стрелочкой.
На этом наша экскурсия заканчивается. Нам пора снова в дорогу.
Дорогу, между прочим, неблизкую. До Сусумана - конечной точки нашего сегодняшнего пути - ещё далеко.
Мороз, кстати, заметно крепчает.
И наши опасения, что в этом году нормальных морозов мы не получим, к приезду в Сусуман полностью развеялись.
Не - 52, конечно, как бывало. Но тоже не жарко.
Все рассказы из этой экспедиции:
Магадан - Якутск - Иркутск. Как начинаются большие экспедиции.
Магадан - Якутск - Иркутск. Самый красивый рассвет в бухте и немного Магадана.
Магадан - Якутск - Иркутск. Камнерезная мастерская. Увидеть красоту в булыжнике.
Магадан - Якутск - Иркутск. Косторезная мастерская. Из живого в мёртвое и обратно.
Магадан - Якутск - Иркутск. Магадан - Сусуман. Начало большого пути по Колыме.