Найти тему
жизнь как приключение

Магадан - Якутск - Иркутск. На Колымской ГЭС.

Сейчас в это уже трудно поверить, но когда-то в прошлой жизни я работала в офисе и деятельность моя была связана с энергетикой.

Нет-нет, не пугайтесь. Я не поехала кукушечкой и не пытаюсь вам рассказать о колесе Сансары, перерождениях и памяти прошлого опыта, который мы переживаем вновь и вновь.
Просто изгибы моей судьбы были так внезапны и кардинальны, что некоторые этапы моей жизни выглядят и вправду как совсем чья-то другая жизнь.
Поэтому их я называю своей прошлой жизнью.

Если крупными мазками судьбы, не вдаваясь в детали, то жизней таких у меня было три. И одна из них - как раз та, где я работала в крупной энергетической компании, анализировала рынки энергооборудования и писала умные документы.
Говорят, я была неплохим маркетинговым аналитиком. Но, как говорится, умер Максим, да и фиг с ним.

От той прошлой жизни у меня остались старые визитки, парочка деловых костюмов (не, ну а вдруг), знание, откуда в розетках берётся ток и что такое электричество в принципе (в физике я была не сильна и до прихода в "Силовые машины" имела весьма смутное представление об этом) да несколько каталогов по турбинам и генераторам, которые я лишь пару лет назад выкинула, неожиданно обнаружив в шкафу.

Экскурсия на Колымскую ГЭС, турбины для которой делали как раз "Силовые машины", была для меня чем-то немного напоминающим путешествие на машине времени.

Нет, конечно и без моего энергетического опыта посмотреть, как работает ГЭС, всегда интересно. Я вообще люблю смотреть на подобные штуки - электростанции, заводы и прочее полезное.
Но тут ещё прям такое - что-то далеко забытое, но не чужое.

Поэтому, несмотря на то, что год назад, когда мы ездили по Колыме с журналистами, мы уже были здесь, на этот раз я снова пыталась продавить идею посещения Колымской ГЭС.
Первая попытка была не очень удачна, но потом мироздание повернулось ко мне той стороной, которой надо и посещение ГЭС было включено в нашу программу.

Так, ну хватит всяких олли-историй. Пора перейти к языку штампов и красивых текстов.

Одним февральским солнечным морозным утром мы свернули с трассы Колыма по указателю на посёлок Синегорье, где нас уже очень ждали.

-2

До Синегорья от трассы Колыма где-то 30 километров, но, как говорится, почувствуйте разницу. В отличие от основной трассы, где со снегом было как-то не очень, здесь - настоящая зима.

-3

-4

А вот и Синегорье.

-5

Строительство посёлка началось в 1971 году одновременно с проектированием Колымской ГЭС. Как не сложно догадаться, именно для обслуживания этой станции посёлок и создавался.
В 1981 году строительство посёлка завершилось.
В 1989 году его численность достигла максимального количества - больше 11 000 человек. Был даже свой аэропорт.
Но с начала девяностых начался отток жителей из посёлка. И на сегодняшний момент число жителей сократилось почти в десять раз. Сейчас их чуть больше полутора тысяч человек.

Две трети зданий стоят заброшенные.

-6

Интересно, каково это - жить в посёлке-призраке.
Впрочем, до призрака ему ещё далеко. Жизнь здесь продолжается.
Вон - люди бегают даже.

-7

И горы всё такие же синие, а деревья - белые. Красота.

-8

На самом деле, приехали мы уже совсем не утром, а достаточно поздним днём. Поэтому первым делом поехали в административное здание, где нас ждали в столовой, чтобы накормить вкусным обедом.

-9

Из достопримечательностей здания - большой плакат, на котором можно увидеть, как выглядит Колымская ГЭС летом, а то я всё здесь зимой только бываю.

-10

Вот такая светящаяся картина, сделанная в подарок на пятидесятилетие Колымской ГЭС

-11

И конечно - столовая.

-12

Про "вкусный обед" - это не фигура речи. Они там действительно очень вкусно кормят. И пирожки пекут чудесные.

-13

Подкрепились - можно и за дело браться.
А дело у нас - ехать ГЭС смотреть.

-14

Между прочим, попасть на экскурсию на Колымскую ГЭС может любая организованная группа туристов.
У них на официальном сайте даже форма заявки имеется и правила посещения.
Здесь всегда рады гостям. Но как и на любом режимном объекте, здесь пропускной режим. Для посещения надо заранее подавать список группы с паспортными данными и номерами машин. Просто так приехать и пойти на станцию не получится.

-15

Документы проверили, машины посчитали, никого лишнего не прихватили - можно ехать.

-16

-17

А вот и мост через реку Колыма.

-18

Тут меня накрыла волной воспоминаний о нашей поездке с журналистами. И о моём чудесном экипаже в лице Саши и Лёши - самом лучшем экипаже на свете.
Эх.
Ну да ладно, не стоит грустить о том, что было. Я же буддист.
Поэтому буду смотреть, что есть.

А есть у нас - сооружения станции.

-19

И река, как раньше было принято писать - укрощённая человеком.

-20

Не буду рассуждать про укрощение природы и вред, наносимый человеком. Тем более, что на этой станции этот самый вред природе был нанесён минимальный. А людям вообще сплошная польза - никаких затопленных отселённых населённых пунктов здесь, по понятным причинам, не было.
Ну, и красиво же, да?

-21

-22

Кроме того, что это красиво и полезно, Колымская ГЭС уникальное сооружение.

-23

Конечно, проект строительства каждой гидро-электростанции по своему уникален. Но здесь - особенный случай. Суровые условия и вечная мерзлота обязывают.

А ещё у Колымской ГЭС самая высокая грунтовая плотина.

-24

Вот я - мне очень холодно, вот плотина где-то внизу.

-25

И ещё Колымская ГЭС самая мощная в России электростанция с подземным машинным залом.
Вот туда-то мы отправляемся.

То есть сначала, до того как спуститься в подземелье, нам показывают залы, откуда идёт управление станцией.
Мигают лампочки на схеме, на мониторах высвечиваются разные умные цифры - всё как в фильмах про управление космическими станциями, но фотографировать это великолепие категорически запрещено.

Поэтому из этой части экскурсии вот вам фотография строительства станции, украшающая стену.

-26

А вот теперь - под землю, в машинный зал.

-27

Был вариант добраться до машинного зала каким-то более коротким и цивильным способом, но услышав, что есть возможность пройтись пешком по подземелью мы закричали: "Конечно пойдём!"

-28

Какие-то сказочные пещеры, а не экскурсия на электростанцию, да?

-29

Тем контрастнее и интересно выходить из них в "цивилизацию"

-30

И попасть в машинный зал, где всё сверкает и сияет.

-31

Видите, как поражённый человек, вышедший из тёмных подземелий в зал воздаёт хвалу богу электричества.

-32

Вот здесь где-то оно и живёт.

-33

Что снимают все эти люди?
Чудо чудное, как крутится турбина в направлении указанном стрелочкой.

-34

На этом наша экскурсия заканчивается. Нам пора снова в дорогу.

-35

Дорогу, между прочим, неблизкую. До Сусумана - конечной точки нашего сегодняшнего пути - ещё далеко.

-36

Мороз, кстати, заметно крепчает.

-37

И наши опасения, что в этом году нормальных морозов мы не получим, к приезду в Сусуман полностью развеялись.

Не - 52, конечно, как бывало. Но тоже не жарко.

-38

Все рассказы из этой экспедиции:

Магадан - Якутск - Иркутск. Как начинаются большие экспедиции.

Магадан - Якутск - Иркутск. Самый красивый рассвет в бухте и немного Магадана.

Магадан - Якутск - Иркутск. Камнерезная мастерская. Увидеть красоту в булыжнике.

Магадан - Якутск - Иркутск. Косторезная мастерская. Из живого в мёртвое и обратно.

Магадан - Якутск - Иркутск. Магадан - Сусуман. Начало большого пути по Колыме.