Огромный город. Безостановочный. Город без пауз. Не поманит лавочкой в зелёном сквере. Не предложит целую площадь уличных кафешек на любой вкус. Летом расплавишься. Зимой околеешь. Всё на ходу. Гудки машин, зазывалы рынков и "ресторанов местной кухни". Размеренность разве что у муэдзинов.
От Аммана устаёшь. Очень. Хочется как-то выпасть из его броуновского движения, отползти от центра, но центр почти везде.
Однообразие, как ни ищи изюминку. Хорош для фотопанорам, но пугающ холмами, сплошь залитыми одинаковыми "скворечниками". Глаза просто просят чего-то, за что можно зацепиться, на чем остановить скользящий взгляд.
Есть! Есть на самых центральных улицах, как этот мурал, и по всему городу (свой любимый я покажу в конце рассказа).
Что такое мурал? Ну, это вот оно и есть.
Мурал — произведение искусства, нарисованное на стенах внутри здания или снаружи. От латинского "murus" — стена.
Но это какое-то очень уж общее определение, по которому и росписи Леонардо и Микеланджело можно обозвать муралами, так что отсчёт этому уличному по большей части искусству ведут от первой половины 20 века. Из Мексики.
"Pintura mural" — "настенная роспись" по-испански. Рисовали молодые революционеры, рисовали яростно, злободневно, даже агрессивно. Так с тех пор и идёт за муралами слава инструмента свободы мнений, её визуального голоса.
Вы подумали то же, что и я? Свобода мнений и мусульманское довольно строгое королевство? Ну, вот так, да, опять Иордания удивляет.
Мало того, мудрые люди где-то в иорданских верхах отлично умеют воплощать в жизнь принцип "не можешь победить — возглавь". Возглавили и уличное искусство: муниципалитет стал партнёром художников. О, как!
Причём Иордания даже одна из самых первых стран в мире, легализовавших и поощряющих такое искусство. Вот так Амман и стал городом-холстом, в котором уже несколько сотен муралов, а ежегодный международный фестиваль их число только увеличивает.
Не скажу, что все идеально гладко между обществом и жаждущими свободы художниками. Не каждую идею готовы принять или просто стерпеть власти и сами горожане. Религия, сексуальность, политика — табу, красные линии. Даже эзопов язык картин порой приводит к их стиранию.
И все-таки, все-таки! Эти сотни картин есть. Есть целый микрорайон, бывший военный городок, который сегодня просто заповедник граффити. Аль-Хашеми Аль-Шамали — наверное, пишу это название для себя, чтобы не потерять и однажды туда добраться.
Для тех, кто хорошо знает английский или арабский, есть прекрасная экскурсия от энтузиастов этого дела. Гуглится легко: Underground Amman Tour. Отзывы о экскурсантов только восторженные.
Но, как видите по подписям к фото, коллекцию амманских муралов можно насобирать и самому, даже не отходя далеко от центра даунтауна.
Кстати, хотите узнать смысл того, что на первом фото? Он прямо напротив Римского театра, а его авторы говорят примерно следующее: "Какую идею/религию/социальный груз/привилегию вы носите с собой? За что отвечаете, живя в обществе? Смысл этой картины в глазах смотрящего: для одних это подавленность неподъёмным грузом, для других — источник силы". Ну, а внешне понятнее: набатейская колонна, символ культурного наследия страны.
И все это вместе очень круто, правда?
А теперь, несмотря на восхищение дядькой с грузом, обещанное любимое.
Да, скромнее. Да, всего лишь "забор" со входом в чей-то личный двор и дом. Но как же прекрасна это книжная полка! Или это во мне просто говорит фанат читательства и писательства))
Спасибо за то, что дочитали! Жду вас снова завтра и далее везде)
А кому не хватило амманских граффити, тому сюда:
#Иордания #граффити #уличное искусство