Всем привет! Сегодня в нашей кинорубрике будем вспоминать два отечественных фильма, снятых уже достаточно давно (почувствуй себя старым). Первый в своё время воспринялся как глоток свежего воздуха и луч света в тёмном царстве. Второй получился значительно слабее, но в 2022 году вдруг обрёл невероятную актуальность. Или нет?
"Мы из будущего" (2008, реж. Андрей Малюков)
Четверо парней, "чёрных копателей", незаконно добывающих артефакты времён ВОВ, некоторым образом совершают скачок во времени и попадают, собственно, на эту самую ВОВ, в самый эпицентр боевых действий. Пополнив собой ряды Красной Армии, сражаются против фaшистов и пересматривают взгляды на жизнь. Конец.
Именно тот случай, когда мудрёный сюжет не нужен. Всё искупает сама идея столкновения сытой молодёжи эпохи "жирных нулевых" с фронтовой реальностью Великой Отечественной. А если внимательнее приглядеться, то можно понять, что фильм - антифaшиcтская агитка, которая напрямую обращается к популярному в те же 00-е движению cкинхeдов. Кстати, где они? Неужели подействовало?
Мало что могу сказать о недочётах. Меня не интересует, почему персонажи играют на шестиструнных гитарах, которых в 1942 году ещё не было в нашей стране, и я не приглядывался, из чего сделаны бутафорские танки — из фанеры или жести. Или вот, например: медсестра оказывается с одним из героев в койке… виноват, в стогу сена чуть ли не на третий день знакомства. Я даже это готов простить создателям фильма. Кстати, первую часть снимал Андрей Малюков, режиссёр старой закалки, уже имеющий в своём активе отличные фильмы о Великой Отечественной («Я — русский солдат»).
Главное, что первый фильм вышел увлекательным, легковесным, нисколько не занудным. Здесь наиболее удачны юмористические эпизоды. Рэпер дюже шпарит ар-эн-би на гитаре и битбоксит перед обалдевшими красноармейцами, а предводитель следопытов на допросе у немецкого командира цитирует рассказ «Судьба человека»: «После первой не закусываю!»
Вот во втором фильме всё, как говаривала одна дочь офицера, не так однозначно.
"Мы из будущего 2" (2010, реж. Александр Самохвалов, Борис Ростов)
Во второй части двое героев первого фильма, включая резко поумневшего экс-cкина Черепа, оказываются на территории Укрaины, где сталкиваются с продолжателями дела Степана Бaндеры. (Шабаш неoнaциcтов показан довольно красочно.) Затем наши герои опять попадают в эпоху ВОВ, вместе с двумя молодыми украинцами, где последние имеют возможность лицезреть, какими методами их кумиры отстаивали независимость Укрaины...
Из минусов - откровенно карикатурные образы укрaинцев и хаотичный сюжет. Юмора стало меньше, агитации - больше. Вместе с тем сделали упор на элемент боевика: перестрелки поставлены красочнее, массовки нагнали побольше, и пиротехника поубедительнее. Что действительно обламывает: мы наверняка знаем, что прыгуны во времени вернутся назад живыми, поэтому и не переживаем за них. И если в первом фильме главные герои во время боёв осторожничают, ховаются по укрытиям, то во втором уже уверенно «дают Рэмбо»: в полный рост, длинными очередям.
При всех недостатках второй фильм (снятый ещё в те времена, когда отношения с Укрaиной формально были мирные) сейчас, в марте 2022 года, вспоминается как своеобразное предупреждение: мол, говорили же вам, что ничем хорошим эта ваша бандepoвщина не кончится...
А что дальше?
Я б, конечно, не отказался и третью часть увидеть. Вот вам готовый сюжет, дарю: группа следопытов-анимешников нелегально отправляется в Маньчжурию, в места боевых сражений Красной Армии с Квантунской, в надежде выкопать чего-нибудь кавайного… Там они проваливаются в прошлое и обнаруживают, что японцы совсем не такие уж и няшечки. После чего берутся за автоматы и трофейные катаны — и полетели наземь самураи под напором стали и огня. А в финале наши герои возвращаются домой, в своё время, и гневно взирают на някающих косплееров.
Но вместо третьего "Мы из будущего" зритель получил сериал "Туман" (2010), о двух сезонах, их которых я осилил только один. Сюжет тот же самый - на сей раз в военное прошлое проваливается взвод современной российской армии. Ушки, что называется, торчат: есть даже аналог Черепа, персонаж по кличке Фанат.
Идея-то была, допустип, неплохая: сделать как в "Мы из будущего", только на полном серьёзе, да с драмой, да с суровым реализмом, да с характерами (в фильме Малюкова были, в основном, не характеры, а типажи). Но...
"Туман" отлично показал, что останется, если из "Мы из будущего" убрать всю легковесность и чудесный юмор - грубая, унылая агитка. "Порадовало" многое. И герои, которые изъясняются, как те солдаты из анекдота: "Рядовой Кошкин, разве вы не видите, что расплавленное олово льётся вашему товарищу за шиворот?" И советские партизаны, которые не замечают власовского триколора на форме попаданцев. А от пафоса просто рыдать хотелось. Но не в том смысле, какого ждали создатели...
Всем спасибо!
Другие заметки об отечественном кино на канале:
Российская фантастика с сомнительным закосом под Запад.
Шедевральные перестроечные притчи.