Довелось мне однажды потрудиться на полях своей малой Родины в Пскове, точнее в Псковском районе. Благодатное время было. Организовали мы с деревенской ребятней силовой клуб – занимались армрестлингом.
В Пскове есть федерация этого замечательно спорта, а руководили ею, думаю и сейчас руководят, местные псковские армрестлеры. Хорошие парни, сильные, преданные своему спорту. Но была у нас проблема – мало молодых людей в городе занималось армрестлингом, на соревнованиях основную часть составляли ребята из Великих Лук ¬– дружная боевая команда. А из самого Пскова спортсменов было очень мало.
Одним из методов популяризации армрестлинга, была у нас традиция: вытащить на улицу борцовский стол и начать бороться, авось, кто увидит, как добрые молодцы силою меряются – бросят свои дела и примкнут в ряды армрестлеров. Так нам казалось. Но, кроме, как пару каких-нибудь забулдыг на это дело никто не заглядывался. Этим все и кончалось.
И помню предложил я парням – двум самым активным спортсменам-борцам: председателю и секретарю федерации, такой план – трудный, но как мне казалось более надежный, чем просто таскать стол по улицам , создать в городе на базе крупных учебных заведений ПСХТ (сельхоз техникум), Университета и 23 училища, три конкурирующие между собой силовые школы. Я, к примеру, бы курировал училище, другой техникум, а третий базировался бы в университетской качалке. Для этого надо было открыть секции на базе этих учебных заведений и возглавить там тренировочный процесс.
Таким образом, организовав такую работу, уже через год, или два, мы бы создали внутри города три команды – три клуба, соревнующиеся между собою. А на основе этих команд со временем сделали бы и сильный состав для сборной области, для региональных и всероссийских соревнований. Такой был план. Лично сам встречался с директорами техникума и 23-го училища – те были в восторге от такой идеи. Во всем готовы были помочь ¬– приходите и тренируйте, для этого все есть. В университет я сходить не успел по причине: председатель федерации и секретарь – добрые парни, без иронии – сильные, настоящие профессионалы, что стол таскали по улицам; те, кто могли бы стать лидерами для молодежи, – и я был уверен в успехе нашего дела, но к моему разочарованию товарищи мои не поддержали меня тогда. Один сказал, что армрестлинг любит, но не любит тренировать, и тем более ездить ему до техникума далековато. А другой сказал, что у него плавающий график на работе, и он не сможет регулярно присутствовать на тренировках, да, и в университете начальство не очень – не поддержат – сказал он. Конец цитаты. В общем так у нас и остался основным рабочим инструментарием федерации в деле распространения спорта среди молодежи – езда по деревням со столом: поставят на площади у здания администрации стол, покрасуются, пофотографируются, да и уедут, со спокойной совестью – дань популяризации спорта отдали. Приходите, говорят, к нам в зал, где мы тренируемся, где нам поближе от дома нашего, все покажем все объясним. Только, вот, никто не приходил. И народу на наших соревнованиях, как не было тогда, так, думаю, и до сих пор нет.
Вот, у нас и все так.
Конечно, чтобы привлечь молодежь одного шумного мероприятия с музыкой и разноцветными шариками мало. Молодежь привлечь можно шариками только к митингам, да веселым тусовкам. Чтобы привлечь к спорту подростка, с ним нужно жить в этом зале со всеми вытекающими педагогическими последствиями: трата времени, сил – это долготерпение, долгосрочность и системность. Нервы. И любовь, конечно, не только к себе самому, и тому делу, в котором ты реализуешься, опять же для себя самого любимого, но и к тем людям, которым ты проповедуешь свое увлечение и свое дело. Возможно, и в поход сходить придеться, и песни в кругу попеть, и т.д. и т.п.
Обо всем этом знают настоящие тренера, кто тихо делает свое дело. Кто знает, что по-другому не бывает. Кто знает, что в Царствие Небесное тесными вратами входят. Черную работу выполняют за всех этих красующихся, и само любующихся горе спортсменов, современных популяризаторов спорта; работают тихо и скромно, и гранты они не получают, потому что времени нет освоить технологии информационные, чтобы презентации красившее делать. Но таких, кто работает, выполняя эту неблагодарную работу становится все меньше. Потому что других становится все больше.
А, так, конечно, мы молодцы, что создали федерацию, медальки покупаем, хлопочем о соревнованиях. Сами результат приносим, сами и награды получаем. Но этого мало. Надеется, что придет дядя и сделает эту работу: мы вот вам федерацию создали – молодцы мы, а другой пусть секции ведет, в походы ходит и песни поет. Распределили обязанности. Нет, друзья мои, никто не придет. Старые скоро уйдут, а на их место никто не придет.
Конечно, мы трудимся, что-то делаем, но делаем мы столько сколько нам самим вздумается, сколько мы сами себе отмерили, чтобы зону комфорта своего не покинуть. Так, в свое удовольствие. Так сказать, для развития.
А жизнь от нас требует «не сколько хочу, столько и делаю», – а «столько буду делать, сколько надо делать, сколько должно делать для общего результата», если уж взялся за дело.
И еще, интересно: парни эти как-то сокрушались помню, что церковь свечки производит, а налоги не платит государству – не порядок. А Путин ворует нефть и нам дает мало. Что Москва, проворовавшаяся, во всем виновата.
Это я так, к слову.