Но вернемся к началу нашей командировки. Представитель фирмы, как и обещал, утром отвез нас на производство.
Когда мы туда приехали, то сначала подумали, что представитель фирмы случайно ошибся адресом, потому что мы оказались на ткацкой фабрике. Но наш проводник деловито провел нас через цех, битком набитый ткацкими станками и снующими между ними ткачихами и ткачами, на задний двор, где прямо на траве лежали три огромные стальные плиты разной степени готовности. Двор был маленький и уютный, но явно не походил на двор литейного цеха. Но в тот момент это было неважно. Поэтому Вася молча обошел плиты кругом, внимательно всматриваясь в каждую. Затем достал рулетку и тщательно обмерил каждую плиту в отдельности. За каждым его движением, также молча и не отставая от Васи, внимательно следил наш провожатый. Я естественно следовал за ними.
Закончив осмотр, Вася выругался, но негромко. Индус вопросительно взглянул на меня. Но я сказал, что сказанное к товару не имеет никакого отношения. Тогда индус сказал:
- Да, мы прекрасно понимаем, что не укладываемся в сроки поставки. Именно поэтому мы и попросили вас приехать. Фактически у нас готова только одна плита. Если она соответствует вашим нормативам, то остальные две мы доведем до необходимой нормы дней через пять-шесть. Но для этого требуется ваше заключение.
- А где будет происходить доводка, в литейном цехе? - спросил Вася.
- Нет, прямо здесь.
- Что-то я не вижу тут никакого оборудования?
Вместо ответа индус кому-то махнул рукой, и дворик тотчас наполнился крепкими мужчинами разных возрастов в основном в набедренных повязках с кувалдами и зубилами в руках.
У Васи от удивления челюсть отвисла.
- Вы что, будете это делать вручную? Тут до хрена работы. Вам и за неделю не управиться.
На что индус только коротко хмыкнул и спросил:
- Первая плита соответствует норме?
- Нет. Вот здесь - Вася ткнул пальцем - надо убрать сантиметр, а вот в этой части, отсюда и до конца плиты – Вася снова ткнул пальцем и повел рукой - полсантиметра.
Индус что-то сказал мужчинам с зубилами и кувалдами; одной паре приказал работать на той части плиты, где необходимо было убрать один сантиметр, две других направил на другой конец для снятия полсантиметра. Остальным приказал уйти вглубь дворика под навес.
И закипела работа. Пары разделились. Один, крепко ухватившись обеими руками за зубило, установил его на нужном месте на плите. Другой, размахнувшись, ударил по зубилу кувалдой. Первый чуть передвинул зубило, второй снова с силой опустил на него кувалду.
Смотреть на это было невыносимо. Мысль, что тот, кто с кувалдой, может промахнуться, не давала покоя. По счастью, за все время нашего там пребывания этого не случилось.
Наш провожатый пригласил нас в офис. Вася спросил его:
- А шлифовать тоже зубилами будете? Пол должен быть гладким.
- Нет, конечно. Не беспокойтесь. Все будет О’кей. Завтра плита будет готова.
- Хорошо. Вот завтра о сроках и поговорим.
На следующий день плита была полностью готова. Вася ее внимательно осмотрел и тщательно обмерил. Замечаний не было.
Нас пригласили в офис и угостили чаем и сэндвичами.
Я задал вопрос, который нас обоих занимал:
- Скажите, пожалуйста, зачем вам заниматься изготовлением плит, которые никакого отношения к ткацкой промышленности не имеют? Ведь совершенно очевидно, что дела у вас итак идут неплохо.
- Вы правы. Дела у нас идут хорошо. Именно поэтому мы можем позволить себе осваивать другие возможности расширения бизнеса. У нас есть литейное производство. Станки для фабрики мы делаем сами. Решили попробовать сделать еще что-нибудь. А там посмотрим. Даже в случае неудачи потеряем мы немного.
Далее они сказали, что на каждую плиту у них уйдет от трех до пяти дней. Вася сказал, что каждую плиту будет принимать отдельно. Они согласились.