Обводами корпуса, общей компоновкой, габаритами, форматом ходовой части и даже вооружением эта машина напоминает перспективную российскую БМП К-17 на платформе «Бумеранг». Но на самом деле Volat V2 – самостоятельная разработка Минского завода колесных тягачей. Причем позиционируют МЗКТ-690003 (такой индекс производитель присвоил проекту) иначе – как бронетранспортер.
Прежде чем встать на вооружение белорусской армии, созданному с чистого листа «Волату» предстоит пройти обширный цикл испытаний и на деле доказать свою состоятельность. Однако мне повезло уже на стартовом этапе заглянуть внутрь опытного образца V2, подробно осмотреть десантное и боевое отделения.
Для оперативной посадки бойцов в машину и не менее оперативного покидания БТРа в корме предусмотрена откидная аппарель с сервоприводом (силовые цилиндры видны по краям). Кроме того, в трапе устроена дверь для использования в спокойной обстановке.
Проем хотелось бы пошире и повыше, однако внутри очень просторно, особенно если сравнивать с традиционными российскими БТР-80/82. Вдоль бортов – восемь удобных «противоминных» кресел с фиксирующими ремнями и откидными подушками: поднял лавки – освободил место для габаритного груза. Десантники сидят лицом друг к другу, поэтому, видимо, бойницы не предусмотрены.
Зато в потолке вырезаны два прямоугольных люка, створки которых распахиваются в стороны вероятного противника, то есть наружу – к колесам, а не к продольной оси машины.
При этом обзор вперед с брони затрудняет поворотная башня.
Выставочный образец МЗКТ-690003 вооружили современным белорусским модулем «Адунок-БМ-30» со стабилизированной в двух плоскостях 30-мм автоматической пушкой, спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и дымовыми гранатометами. В качестве бюджетной альтернативы предусмотрена установка типовой башни БМП-2.
«Адунок» необитаем, поэтому боевое отделение тоже не отличается теснотой. Наводчик-оператор размещен по левому борту – за механиком-водителем.
В десантном отсеке – свои фишки. К примеру, Volat V2 снабдили автономной энергетической станцией для питания необходимого оборудования без запуска основной силовой установки.
Комфортную атмосферу внутри создает климатическая установка. МЗКТ-690003 способен функционировать при температурах от минус 40 до плюс 40 градусов Цельсия. Предусмотрена защита от оружия массового поражения.
Вылезем на улицу и осмотрим БТР снаружи. Машина умеет плавать – чехлами закрыты водометные движители. Скорость на воде – до 10 км/ч. При этом на суше Volat V2 способен развить до 110 км/ч.
Подвеска каждого колеса – независимая, гидропневматическая, на одном поперечном рычаге. Колесная формула – 8х8. Полноприводный МЗКТ-690003 берет вертикальные стенки высотой полметра и двухметровые траншеи. Забирается на подъемы крутизной до 31 градуса и не переворачивается на 35-градусных боковых уклонах. Для особо засадных мест есть понижающая передача в раздатке, блокировки дифференциалов, лебедка самовытаскивания.
Импортозамещение в деле: пулестойкие покрышки подобрали отечественные, предприятия «Белшина». Система регулирования давление воздуха у Volat V2 тоже имеется.
А вот двигатель на МЗКТ-690003 установили довольно экзотический по армейским меркам – 550-сильный китайский дизель Weichai WP 13.550, спарив его с шестиступенчатой автоматической коробкой передач 55613 собственной разработки МЗКТ. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса по правую руку от механика-водителя. Пара 220-литровых топливных баков обеспечивает машине запас хода до 1200 км.
Полную картину окружающей обстановки экипажу транслируют камеры по периметру БТР. Это, например, фронтальный «глаз».
Отдельный разговор о бронировании. Для демонстрационного образца Volat V2 со сварным корпусом заявлены баллистическая защита уровня Бр4 по ГОСТ 34282-2017 (обстрел из 5,45-мм и 7,62-мм автомата Калашникова) и противоминная класса 2a/2b STANAG 4569 (детонация 6 кг ВВ под колесом и днищем). Хотя иные эксперты уже поспешили пожурить МЗКТ за размещение мехвода над первой осью – при подрыве человеку, вероятно, не поздоровится.
При полной массе 22 тонны МЗКТ-690003 авиатранспортабелен. К примеру, белорусский БТР готовы взять на борт самолеты Ил-76, Ан-124 или Ан-22.
В целом интересный получился бронетранспортер у минчан. Если на испытаниях Volat V2 подтвердит заявленные характеристики, а министерство обороны Беларуси найдет средства на закупку и освоение непривычной машины, карьера у МЗКТ-690003 может оказаться успешной.