Найти в Дзене
Михаил PRO

СОБОР В ДЕРЕВНЕ. История храма в часть Святой Троицы Села Есипово Нерехтского района Костромской области

1. Историческая справка о селе Есипово и история строительства храма. Село Есипово в старину называлось Леонтьевским и в 1628 г. было пожаловано М.П. Мансурову, воеводе города Вятки, возглавившему галичское ополчение против польских интервентов, и за это награждённому вотчинами. В 1688 г. село стало называться Есиповым. К сер.18 в. оно перешло в руки Семёна Ильича Арцыбашева. После его смерти большое имение с несколькими деревнями было разделено между его вдовой и дочерью Марией, вышедшей замуж за французского эмигранта Александра Матвеевича Аже. Именно с семейством Аже связано начало формирования здесь усадьбы, где, по материалам межевания 1778 г., значился господский дом, стоявший на самой высокой точке территории и обнесённая оградой старая церковь Троицы, располагавшаяся севернее. Перед восточным фасадом дома был сформирован просторный партер, а по его сторонам поставлены два флигеля. В восточной и северной части парка вырыли два пруда. По северному берегу первого из них шла подъез
Троицкий храм с. Есипово, 2015 г.
Троицкий храм с. Есипово, 2015 г.

1. Историческая справка о селе Есипово и история строительства храма.

Село Есипово в старину называлось Леонтьевским и в 1628 г. было пожаловано М.П. Мансурову, воеводе города Вятки, возглавившему галичское ополчение против польских интервентов, и за это награждённому вотчинами. В 1688 г. село стало называться Есиповым. К сер.18 в. оно перешло в руки Семёна Ильича Арцыбашева. После его смерти большое имение с несколькими деревнями было разделено между его вдовой и дочерью Марией, вышедшей замуж за французского эмигранта Александра Матвеевича Аже. Именно с семейством Аже связано начало формирования здесь усадьбы, где, по материалам межевания 1778 г., значился господский дом, стоявший на самой высокой точке территории и обнесённая оградой старая церковь Троицы, располагавшаяся севернее. Перед восточным фасадом дома был сформирован просторный партер, а по его сторонам поставлены два флигеля. В восточной и северной части парка вырыли два пруда. По северному берегу первого из них шла подъездная дорога к усадьбе. По обваловке был высажен тесный ряд лип, создавший живую изгородь по границам усадьбы. Около 1780 г. дочь Аже Надежда Александровна вышла замуж за Карла Ивановича Бошняка, а в качестве приданного за ней было записано всё имение по селу Есипову. В конце 18 в. здесь велись крупные работы по устройству парка.

Между 1781 и 1802 гг. была освящена небольшая зимняя каменная церковь великомученицы Екатерины, поставленная у берега восточного пруда на месте северного флигеля. В конце 18 в. к северу от неё на месте старого деревянного храма по проекту неизвестного архитектора заложили новую каменную летнюю церковь, которая, вероятно, должна была венчаться мощным пятиглавием. Однако своды храма обрушились и строительство было приостановлено. В 1802 г. К.И.Бошняк умер, и А.М.Аже, принявший на себя заботу о храме, заключил договор с братом известного зодчего Степана Воротилова, большесольским мастером Петром Андреевичем Воротиловым, который подрядился возвести новые своды и поставить "осмериковый купол с назначенными окнами" по собственному проекту силами своей артели. После смерти К.И.Бошняка и его вдовы усадьбу унаследовал их средний сын Константин Карлович. При нём строительство церкви продолжилось, и колокольню, дополненную двумя верхними ярусами, соединили с храмом широкой папертью. Церковь Троицы с приделами Корсунской Богоматери и Сергия Радонежского была освящена в 1820 г. Однако настенную живопись в храме выполняли уже в кон.19 в. при следующем владельце усадьбы, Александре Константиновиче Бошняке, к которому в 1863 г. и перешло это имение. А.К.Бошняк был рачительным хозяином усадьбы. Им был полностью благоустроен парк, в южной части усадьбы выкопан ещё один пруд, а севернее господского дома построен ещё один флигель, впоследствии отданный под школу. Большинство этих построек сохранялись вплоть до 1930-х годов.

Троицкий храм с. Есипово, 1970 г.
Троицкий храм с. Есипово, 1970 г.

До 1930 года в барском доме ещё жили Бошняки, хозяин служил на Балтийском флоте. Когда семейство Бошняков уехало из села, то в их доме была и школа, и сельсовет, и медпункт,а спустя время его вообще разобрали на дрова и на строительство пасеки. В 30-е годы 20 столетия в селе был организован колхоз, а в 1959 году, после объединения нескольких соседних колхозов, село Есипово стало центром колхоза. Здесь были построены новая школа, детский сад, клуб, библиотека, магазин, мельница, ферма, овчарня. В селе было около 20 домов,они располагались вокруг парка, но в начале 1970-х годов село стали,почему-то,считать неперспективным, центр колхоза перенесли в с.Марьинское, народ из Есипова стал постепенно уезжать, кто в Нерехту, кто в Марьинское, кто в соседнее село Клетино. В данный момент в селе всего один жилой дом с двумя жителями.[1]

Бошняки оставили след в русской истории. Родоначальник русского рода Константин Бошняк родом грек, выходец из Македонии, переселился в Елизаветград. Его сын Иван в 1774 г. был комендантом Саратова и участвовал в защите Царицына от войск Пугачева. За это Екатерина II наградила его вотчиной в Белоруссии. Сын коменданта Карл Иванович Бошняк, служивший в Костроме землемером, женился на Н.А.Аже и получил в приданое Есипово и Ушаково.

Сын Карла Ивановича Александр Карлович Бошняк служил на юге в таможне, проник в общество декабристов и сообщил Александру I о заговоре. За это в 1826 г. Бошняк получил от Николая I высочайшее повеление: «Бошняка принять в службу и выдать из кабинета единовременное пособие три тысячи рублей». Кроме того хозяин усадьбы увлекался ботаникой и собрал обширный гербарий. Видимо, это увлечение выразилось и в устройстве парка в усадьбе, очертания которого вместе с насаждениями сохраняются и до наших дней.

Одним с племянников Александра Карловича был Николай Константинович Бошняк, владевший усадьбой в с. Ушаково. Он был известный моряк, сподвижник адмирала Г.И.Невельского. Имя Н.К.Бошняка увековечено на Дальнем Востоке в названии острова на озере Кизи, поселка и мыса на острове Сахалин; его именем названы улицы в городах Николаевске-на-Амуре и в Советской Гавани.

2. Описание храма.

В издании 1863 г. "Статистическое описание соборов и церквей Костромской Епархии", составленном клириком Кафедрального Успенского собора г. Костромы протоиереем Иоанном Беляевым, о Троицком храме села Есипово указано, что данная церковь относится к 7 (последнему) классу, Также приводится следующая историческая справка:

Скан из книги
Скан из книги

В более позднем издании (1911 г.) церковь характеризуется как "теплая, построенная в 1781 г., и холодная - в 1820 г. усердием прихожан. Вокруг церквей каменная ограда. Кладбище вне села, в 150 саж. окопано канавой. В летней церкви три престола: а) во имя Святой Троицы, б) в честь Корсунской иконы Божией Матери и в) во имя св. прп. Сергия Радонежского. В теплой церкви один престол - во имя вмц. Екатерины. Расстояние от Костромы 35 в., от Нерехты 12 в. Приходских часовен 2, дохода церкви не приносят.

Причт: священник и псаломщик, казенное жалование священнику 70 руб. и псаломщику 23 руб. 52 коп. Общий причтовый капитал 350 руб. Земли в пользовании причта усадебной 1 десятина 1221 кв. сажень, пахотной и сенокосной 36 десятин 177 кв. сажень, в том числе неудобной 3 десятины 1055 кв. сажень и под проселочной дорогой 921 сажень. Особого плана на землю нет.

Прихожан муж. пола 440, жен. пола 479. Приход сельскохозяйственный, в нем 7 селений. Школ две: одна в селе, другая в деревне Новой – земская. Ближайшие церкви: Богородицкая с. Семеновского в 2,5 в., Воскресенская с. Марьинского в 3 в. и Благовещенская с. Протасова в 5 в.[2]

Поскольку недалеко, в с. Протасово, был действующий храм, в советское время все близлежащие храмы подверглись закрытию. В Троицкой церкви службы велись до 1946 года. В 50-ые годы началось её постепенное разрушение: сначала начали разбирать ограду на фундаменты, 360 (? - это почти 6 тонн) пудовый колокол сбросили ещё в 1935 году. Он разбился на части. Большой позолоченный иконостас растащили по домам, также как и ценные серебрянные иконы, часть их увезли в Нерехту. В Троицкой летней церкви сделали зерновой склад, в другой зимней сначала был клуб, потом мастерская по ремонту техники. Здания эти не ремонтировались, и со временем они начали разваливаться, а потом и вовсе по халатности зимнюю церковь спалили (по свидетельству местной жительницы зимний храм все-таки был деревянным).

Благовещенский храм с. Пратасово, 2015 год.
Благовещенский храм с. Пратасово, 2015 год.

Храмовая колокольня и сегодня возвышается над парком на два яруса. Можно представить насколько удивительно она выглядела оконченной со шпилем и крестом. По свидетельству местной жительницы в 50-е годы один молодой человек с компанией, залезли на колокольню, и подожгли все завершение колокольни.

Колокольня, 2015 г.
Колокольня, 2015 г.

Летом 1990 года во время грозы обрушился купол храма вместе с прилегающими сводами.

3. Детали.

Свято-Троицкий храм Села Есипово,был отнесен к 7 классу, "причты коих получают вспомогательные из казны денежные оклады, по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному штатному положению. Несмотря на свое "заштатное" положение, ее архитектура не является характерной для своего региона, где традиционно сочетались черты барокко и классицизма при сохранении традиционного типа пятиглавого храма. Главной особенность храма, является то, что он построен в форме базилики, в основе которого находится четверик (примерно 35*25 метров), имеющий разные высоты: так, часть примыкающая к колокольне значительно ниже (примерно на 5 метров) основного объема храма. Внутри храмовое пространство разделено тремя парами колонн на 3 нефа, причем 4 колонны поддерживающие основной свод, внешним видом и росписями существенно отличаются от остальных. Алтарь храма выполнен в виде одной большой, в 5 окон, апсиды. Однако под одной апсидой скрываются 3 полукруглых придела, соеденных друг с другом переходами. На рисунке представлена план-схема Троицкого храма.

План-схема Троицкого храма с. Есипово.
План-схема Троицкого храма с. Есипово.

Очевидно, что Церковь Троицы - крупный каменный храм в формах раннего классицизма, отличающийся исключительно своеобразной объемной композицией и оригинальным убранством интерьера. Здание храма выполнено из кирпича и покрыто известковой обмазкой.

Композиция церкви симметрично относительно продольной оси. Массивному прямоугольному в плане двусветному объему храма с востока и запада примыкают вытянутые во всю ширину пониженные прямоугольные в плане объемы алтаря и западной паперти. Ярусная колокольня состоит из четырех уменьшающихся по размеру четвериков (ярусов).

Композиция боковых фасадов строго симметрична. Стены членятся поднятыми на высоких постаментах гладкими пилястрами с профильными базами… На краях фасада пилястры сдвоены , в его средней части они образуют четырех пилястровый портик…

Внутри храм разделен на три нефа столбами, к которым со стороны центрального прохода примыкают парные трехчетвертовые колонны , а с противоположной - парные пилястры. Переброшенные от столбов подпружные арки несут продольные коробовые своды с распалубками от центральной ячейки, которая ранее была перекрыта куполом в форме восьмерика, увенчанный пятиглавием.

Южный неф храма (вид от алтаря), 2015 г.
Южный неф храма (вид от алтаря), 2015 г.

Центральный алтарь имеет врезанную в массив стены имеет крупную полуциркульную нишу, а боковые пределы завершены парусными сводами. Такие же парусные своды в угловых западных ячейках храма и в углах паперти.

Вид на алтарь, 2014 г.
Вид на алтарь, 2014 г.

На стенах и столбах храма фрагментарно сохранилась настенная масляная живопись конца 19 в. Сюжетные композиции расположены под окнами второго света. В простенках чередуются клейма с изображением святых и клейма с орнаментами. Плоские грани столбов расписаны аналогично. Полуколонны , примыкающие к столбам со стороны центрального поперечного нефа декорированы орнаментом в виде спирального лиственно-цветочного побега (напоминающем виноградную лозу) в чередовании с лентами.

Южная стена храма, 2015 г.
Южная стена храма, 2015 г.

Лицевые изображения исполнены в позднеакадемической манере, в разбеленной цветовой гамме на основе трехцветки. Орнаментика в клеймах характерна для своего времени: она растительная.[2]

Колонна, 2015
Колонна, 2015

Сюжетное содержание настенных росписей на сегодняшний день определить достаточно сложно: некоторые изображения утратили надписи, а некоторые практически полностью утрачены. Как было указано выше, что основные сюжеты расположены на стенах на уровне ниже вторых светов. Рассматривая эти изображения, мы заметили, что на правой стене сохранись два сюжета: Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы и Благовещение Пресвятой Богородицы. На левой стене, на примыкающей части стены к алтарю располагалось изображение "Отрок Сергий принимает…" Предполагаем просфору. Это дает нам основание утверждать, что именно левый предел был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, а правый посвящен Корсунской иконе Пресвятой Богородицы.

На стенах храма также частично сохранились настенные образы: св. Авива, св. Анны, св. мучненицы Екатерины и св. Царицы Александры, св. Георгия, св. Гурия, св. мучеников Давида и Константина, князья Арагветские, св. Симона, свт. Тихона Задонского. Другие иконы настенной росписи либо утрачены либо не читаются.

[1] Д.Ф.Белоруков "Деревни,сёла и города Костромского края",стр.257; Журнала "Мерянский летописец", №3, стр.20-21.

[2] Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. // Кострома, 1911. - С.151,152.

[2] Памятники архитектуры Костромской области". - 2009, выпуск 11.- С..209-213;