Найти тему
Роман Апрелев

Крах американской мечты в “Толпе”

В 1928 году, когда как раз заканчивалась эпоха немого кино, вышел один из главных шедевров этого этапа искусства: “Толпа”(The Crowd) Кинга Видора. Экономически это было тяжелое время для США. Зато тем ближе проблемы главного героя.

Кадр из The Crowd
Кадр из The Crowd

Джон Симс верит, что рожден для чего-то великого. Как иронично отмечает автор, до 12 лет его жизнь протекала точно так же, как у Линкольна и Вашингтона. Что-то пошло не так во взрослом возрасте. Думаю, все знают людей, которые считают, что их нынешняя работа недостойна их. Якобы они заслуживают лучшего. И могут даже месяцами сидеть дома, ожидая своего шанса. Джон примерно такой же. Он мысленно метит в министры, а работает мелким клерком. Еще одна саркастичная ремарка отмечает главные перемены в его жизни за пять лет: рождение второго ребенка и повышение зарплаты на восемь долларов.

Кадр из The Crowd
Кадр из The Crowd

Впечатляет энергичный монтаж, современная операторская работа. И актерская игра на очень достойном уровне. Конечно, более сложные характеры у главных героев. Их окружение - это больше типажи. Например, прекрасны два брата жены Джона - образцовые американцы. Трудолюбивые, серьезные, здравомыслящие, с квадратными подбородками.

Кадр из The Crowd
Кадр из The Crowd

Заметно, с каким вниманием оператор и режиссер подходили к построению кадра. Вот Джон в один из счастливых моментов жизни. С помощью перспективы Видор показывает это. Видите, как поставлены кровати? Они создают эффект расширения.

Кадр из The Crowd
Кадр из The Crowd

А это черная полоса. Симс на мосту, линии сужают пространство.

Кадр из The Crowd
Кадр из The Crowd

Он никакой не герой, а абсолютно заурядный человек, которому тяжело принять собственную ординарность. Джон обделен выдающимися талантами. Он не глуп, но его интеллект не выходит за рамки обычного. Мужчина одержим американской мечтой, но сам он только один из толпы. Для американского кино, разумеется, был желателен счастливый конец. Но Видор поступает тоньше. Формально он уступает продюсеру: мы видим множество смеющихся людей. Наши герои сидят в этом зале далеко не в первом ряду. И тут уместно вспомнить один из титров, гласящий, что толпа готова смеяться вместе с нами всегда, а вот поплакать - не более одного дня. Достаточно обыденная житейская история получает философское прочтение.

Кадр из The Crowd
Кадр из The Crowd