Ключевым событием ля датировки событий повести А.И. Куприна "Поединок" стало издание в 1894 г. правил об офицерских дуэлях, которые в некоторых случаях делались обязательными.
Случаи серьёзных конфликтов между военными попадали на офицерский суд чести - специальный выборный орган для охраны достоинства офицерского звания. В некоторых случаях такой суд назначал поединок. Офицер, отказавшийся от участия в нем, должен был представить прошение об увольнении в отставку. Согласно статистике, в период с 1894 по 1910 год в русской армии состоялось 322 дуэли. Гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков— 10—11% от общего числа.
Не ищите в дуэлях логику: выигрывает там не правый, а тот, кто лучше стреляет. Убийство человека простительно, а пожертвовать гордыней - нет. Таковы представления о чести. Вспоминается изречение Маяковского о том, что без пуговицы показаться нельзя, а без головы можно. Я не говорю о том, что нельзя защищать свою точку зрения или стоит терпеть оскорбления. Просто всегда нужно видеть, что кладёшь на весы.
Персонаж фильма "Назад в будущее", например, едва не ломает жизнь, поддавшись на провокацию; его всего-то назвали трусом. Но, в отличие от случаев бытового буллинга, на Ромашова давит целый социальный институт.
На протяжении повести разные персонажи высказывают мнение о поединках:
"Дуэль, господа, непременно должна быть с тяжелым исходом, иначе это абсурд! Иначе это будет только дурацкая жалость, уступка, снисходительность, комедия." - говорит капитан Осадчий. Иначе говоря, дуэль - это наиболее легальный из кровавых способов "выпустить пар", и некоторое подобие естественного отбора. Шурочка же называет противников дуэлей презренными либеральными трусами, считая что в поединках офицеры проявляют качества, необходимые в бою.
Самым близким человеком в полку для Георгия становится Назанский. Это человек с мягким сердцем, но горький пьяница. Назанский - состаренное отражение Ромашева. Как юный поручик, он отщепенец в офицерском обществе, склонен философии, и, в особенности, к эскапизму. Только давно сгоревшие мечты ему заменил алкоголь. Не случайно в старом любовном письме, которое Назанский дал прочесть Ромашеву, Георгий узнает почерк Шурочки.
Назанский называет поборников дуэли пустозвонами. С высоты прожитых лет он напоминает Ромашеву (словно молодому себе) о красоте и ценности человеческой жизни, рядом с которой мелочные склоки - пустяки.
" Вот два человека из-за того, что один ударил другого, или поцеловал его жену, или просто, проходя мимо него и крутя усы, невежливо посмотрел на него, - эти два человека стреляют друг в друга, убивают друг друга. Ах, нет, их раны, их страдания, их смерть - все это к черту! Да разве он себя убивает - жалкий движущийся комочек, который называется человеком? Он убивает солнце, жаркое, милое солнце, светлое небо, природу, - всю многообразную красоту жизни, убивает величайшее наслаждение и гордость - человеческую мысль! Он убивает то, что уж никогда, никогда, никогда не возвратится. Ах, дураки, дураки!"
Назанский - герой-резонер, т.е. своими устами выражает позицию автора. Не случайно в последней экранизации его образ заменен "камео" самого писателя, Александра Куприна, сыгранного Пореченковым. В последнем разговоре Назанский убеждает Ромашева, что на сослуживцев нельзя ровняться, и тем более идти на поводу у их извращенных неписанных правил. Ведь мало кто из них по настоящему верит в доблесть и честь. Есть только забитые полуголодные люди, боящиеся потерять заработок, да кучка прохвостов, ищущих, где бы урвать кусок.
Боится ли Ромашов поединка? На вопрос, поставленный Назанским, он отвечает отрицательно. Так если не боится, почему трусит отказаться? Ведь что бы ни было дальше, это лучше, чем не жить?
Георгию не удаётся побыть наедине с мыслями, которые пробудил в его голове Назанский. Вернувшись домой, он застаёт там неожиданную гостью. Что звучит в её словах? Желание восстановить честь мужа? Страх за супруга или любовника? Нет, мелкокорыстный интерес. Если у репутации Николаева останется душок, то того не примут в академию. (Опять же, отмена дуэли портит репутацию, а убийство - нет!). И тогда прощай мечты о столице.
Под влиянием "тяжелой артиллерии" Ромашов окончательно теряет волю. Была ли Шурочка противопоставлением грубому армейскому быту? Нет, она была олицетворением. Истинное лицо героини имеет мало общего с одухотворенностью, как палочная муштра капитана Сливы с воинским искусством. Александра Петровна так же парализует разум бедного поручика, как жестокость подавляет человеческую волю.
Говоря о произведениях классики принято обращаться к историческому контексту, т.е. событиям, происходившим до и во время действия. В случае с "Поединком" хочется заглянуть на двадцать лет вперед. "Да, настанет время, и оно уже у ворот. Время великих разочарований и страшной переоценки."
Известно, что Днепровский 46-й пехотный полк, в котором служил А. Куприн, позже участвовал в Первой мировой войне, в т.ч. в Брусиловском прорыве. А Сослан-бек Сосуркоевич Бекбузаров, прототип лихого Бек-Агамалова, участвовал в войне в качестве командира полка. Можно представить, что Николаев также повоюет в Первой мировой, а затем в Гражданской в Белой армии, Едва ли эта серенькая личность прославится подвигами. При первой возможности он сядет на иммигрантский пароход с супругой, чье самолюбие пошатнется от невозможности достичь яркой жизни. Но это если Николаев не бросит Шурочку раньше, устав от измен и железной хватки её мягких ручек.
Представим, что могло ждать Ромашева при другом раскладе событий. Эпоху перемен Ромашев принял бы болезненно. Если бы он остался в армии и дослужился до чина повыше, то со своим кругом мог присоединился к белой армии. Чем черт не шутит, Ромашов мог бы поддержать Революцию и, возложив надежду на социальные преобразования, найти себя в Красной армии. Хотя известно, что сам Куприн после Октябрьской революции не принял политику военного коммунизма, поддерживал Краснова и Юденича и надолго уехал из страны, вернувшись на родину только незадолго до смерти.
В романе упоминается, что Ромашев тайком занимается писательством. Если "Поединок" - это впечатления Куприна о его собственной службе в городе Проскурове, то герой вполне мог пойти по стопам автора, т.е. уйти в отставку и зарабатывать на жизнь пером. Однако сам писатель не был столь же инертным человеком, как Ромашов; у него были и военная жилка, и характер. Сходство Ромашова с пьяницей Назанским предрекает, что поручика могли ждать разочарование и моральное разложение.
Тяжело носить в себе твердые нравственные принципы, не имея сил отстаивать их. Ромашев презирает свое окружение, но остается маленькой фигуркой, плывущей по течению. В иные моменты он даже кажется двуличным. С одной стороны - идеализм, с другой - мелочные интрижки, дурной выбор досуга, слабоволие.
В жизни важно подмечать, когда наша внутренняя ипостась противоречит внешней, и мы слишком много притворяемся, чтобы производить выгодное впечатление. Побег в мечты от реальности - также симптом того, что ты не на своем месте. Судьба Ромашова говорит, как важно вовремя не дать себя "съесть" - ни интриганам, ни манипуляторам. ни "стабильной и уважаемой" работе.
#Литература #александр куприн #Поединок #Книги
#писатели #классическая литература