Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю очередной обзор по миру цикла Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня» (ПЛИО), известного еще и как «Игра Престолов», в версии сериала – экранизации канала НВО.
Тема сегодняшней статьи – религия в мире ПЛИО. Сегодня мы поговорим о религиозных культах континента Вестерос, ну а в следующем обзоре по миру Игры престолов речь пойдет о верованиях жителей Эссоса. Будет это примерно через месяц.
Религиозные верования народов Вестероса сильно связаны с этнической историей континента. Надо сказать, что Джордж Мартин создал достаточно продуманный и детально прописанный легендариум фэнтезийного мира ПЛИО (то есть «историю» Вестероса и Эссоса). В этом легендариуме органично связаны верования, история, экономика и другие аспекты.
Итак, примерно за двенадцать тысяч лет до Завоевания Эйгоном Таргариеном Вестероса и образования там политического образования, известного как Семь королевств, первые люди прибывают в Вестерос с востока. Собственно, в дальнейшем они и известны как Первые люди. К примеру, титул Правителя Семи Королевств звучит как: «король андалов, ройнаров и первых людей».
Поселившись в Вестеросе, Первые люди столкнулись здесь со старожилами, так называемыми Детьми леса. То есть, нечеловеческими расами фэнтэзийного мира ПЛИО. Люди долго враждовали с этими маленькими созданиями. Но постепенно, они стали многое у них перенимать, переходя к мирному существованию с аборигенами континента. Так, Первые люди приняли от Детей леса веру в Старых Богов.
Если попробовать найти аналогию Вере в Старых богов среди реальных исторических религиозных традиций, то можно вспомнить анимистические культы первобытных и более поздних народов. Что такое анимистические культы? Это одухотворение природы: животного мира, рек, деревьев, природных явлений и т.п. Это также распространение культа предков, духов и т.п. вещи. Все это присутствует и в Вере в Старых Богов. Например, в виде культа чардрев. Если учесть, что перед нами фэнтези, то совершенно неудивительно, что сверхъестественное и чудесное существует здесь не только в виде мифов и обрядов, но и в реальном выражении. Например, в виде трехглазого ворона – хранителя древровидца, связанного с чардревами с помощью древней магии.
Опять же, вернусь к реальной истории. Если анимистические верования, связанные с одушевлением природных явлений, животного и растительного мира и т.п. стали первыми религиозными представлениями людей древности (кстати, отчасти сохранившимися и в современном мире), то следующей стадией развития религии стало язычество в форме многобожия. Со временем, культы одушевления тех или иных природных стихий трансформировались в божества. К примеру, «ответственным» за всю водную стихию в древнегреческом пантеоне был бог Посейдон, за солнечный свет в мифологии славян «отвечал» бог Ярило и т.п.
Тут еще нужно добавить, что по мере усложнения человеческой жизнедеятельности возникали культы богов, которые касались не только природных явлений, но и человеческих дел. Так, древнеримский Меркурий и славянский Велес являлись богами торговли, а древнегреческий Гефест покровительствовал кузнечному делу.
Развитие религии привело и к появлению сложной мифологии, касающейся загробной жизни. Древнеегипетский бог Анубис и древнегреческий Аид управляли царством мертвых, а германские воины попадали после окончания жизненного пути в Вальхаллу (если что, викинги и прочие скандинавы относятся к северной ветви германских племен). Все это нашло отражение и в ПЛИО Джорджа Мартина.
Легендариум Вестероса, то бишь «история» Вестероса, связывает появление более сложной религии с нашествием народа андалов, изгнанного из Эссоса воинственными валирийцами. Андалы покорили и ассимилировали Первых людей почти во всем Вестеросе. Более развитые во всех аспектах, они имели и более сложные религиозные верования.
Пантеон андальских богов включал в себя семь основах высших существ. Отец стал воплощением власти и порядка. Матерь была символом доброты, материнства, плодородия. Кузнец – покровитель ремесел и трудолюбия. Воплощением красоты в андальском пантеоне стала Дева. Воин – название этого божества говорить само за себя. Старица – мудрая женщина, покровительствующая знанию и опыту. Ну и наконец Неведомый бог андалов «курировал» загробную часть мифологии.
На лицо классическое многобожие, или как принято называть в нашей культуре – язычество. Правда, по мере развития общества, андалы пришли и к монотеизму, то есть разветвленной и сложной религии. Семеро превратились в разные ипостаси единого Бога. Другое дело, что в народе, да и среди аристократов, они все еще почитались как отдельные божества. И тут Джордж Мартин конечно же опирался на реальное развитие религиозных представлений реального человечества. Ведь и ислам, и буддизм, и христианство достаточно долго сосуществовали с прежними языческими верованиями народов в форме двоеверия. Так, многие древние боги запросто стали христианскими святыми.
Как и полагается единобожию (в форме семи ипостасей единого бога), религия андалов в Вестеросе обзавелась мощным аппаратом культа. Таким каркасом Веры в Семерых стали септы и их служители – септоны, подчиненные Верховному Септону, аналогу главы церкви в фэнтезийном мире ПЛИО. Септы стали не только центрами религиозной жизни Вестероса, но и очагами знаний, письменности, летописания и т.п. Совсем как раннесредневековые монастыри в реальной истории.
Надо сказать, что вестеросцы не были чересчур религиозны. В этом плане Мартин не стал делать мир Игры Престолов (ПЛИО) полным аналогом средневековой Европы.
Вера в Семерых не смогла полностью заместить культы Старых Богов. На Севере, во владениях Старков продолжали поклоняться чардревам. Ну а за Стеной, среди племен одичалых, тем более ничего не знали про богов пришельцев из-за моря и тысячелетиями славили те силы, в которые верили издревле.
При этом, некоторые аристократические роды вне Севера, ведущие свое происхождение от вождей Первых людей, продолжали в своих поместьях отдавать должное чардревам. Ну а при переселении некоторых аристократов на север, «мигирировали» и септоны с культом Семерых.
К западу от континента, на Железных островах возник свой культ – вера в Утонувшего Бога, достаточно суровая религия морского народа.
Вот, собственно и все про религию мира Мартина. Вернее про верования обитателей Вестероса. В следующем выпуске ежемесячной рубрики обзоров Игры Престолов поговорим о религиозных культах восточного континента Эссос.
Всего доброго.