ЯндексGo – ответственный работодатель или безжалостный агрегатор!? Часть 2.
В такси может оказаться каждый…
Добрый день, уважаемые читатели моего канала!
Добрый день, уважаемые пассажиры и коллеги водители! Продолжаю статью об оценке ЯндексGo и как работодателя, и как агрегатора. В прошлой статье я дал оценку всем агрегаторам такси, которые до недавнего времени работали в Москве. Пришло время разобраться с Яндексом…
Итак, какие положительные и отрицательные моменты я лично увидел от сотрудничества с данным агрегатором, что нравится мне, а что нет!? Как бы и сколько бы мы не ругали данного агрегатора, но основной объём перевозок на рынке такси осуществляется именно им. Статистика вещь упрямая и цифры, даже до ухода с рынка Ситимобил и Gett, подтверждают данный факт!
Итак, ЯндексGo, он же Uber (по крайней мере пока) – основной перевозчик в сфере такси. Он пришел и достаточно быстро, и прочно «оккупировал» эту сферу деятельности, полностью подмяв и уничтожив таксопарки, и многочисленные диспетчерские, практически на всей территории Российский Федерации. Жёстким демпингом обрушив тарифы в такси, которые существовали на момент его прихода в тот или иной регион, он не оставил местным перевозчикам ни малейшего шанса на выживание, а теперь на лаврах победителя собирает «сливки» в регионах своего присутствия. Но так ли уж он хорош или наоборот плох!? Я думаю, что на сегодняшний момент нет ни одного водителя, который мог бы дать однозначно ответить на этот вопрос, поэтому попробую провести свой собственный анализ его политики и результатов собственной работы с данным агрегатором.
Начну с того, что Яндекс обеспечивает работой информацией огромное количество таксистов, эта информация позволяет зарабатывать в этой сфере деятельности. Но вот получать доход, этого, особенно в условиях современной реальности, ЯндексGo не обещает, а тем более не гарантирует. Однако, в отношении таксистов он действует как настоящий работодатель. С того момента, как я вышел на работу линию, Яндекс применяет меры принуждения, направленные на достижение цели! Вся система мотивации полностью копирует модель обычного работодателя, при этом в полной мере используется система и финансовой, и моральной мотивации, которая также направлена на достижение результата. В этом случае схема взаимодействия очень похожа на схему взаимодействия с диспетчерской обычного таксопарка. В угоду интересов клиента и для получения собственного процента с заказа диспетчер также отправляет водителя на заведомо невыгодный для него заказ, а парк при этом получает свой процент от стоимости заказа. Аналогичная ситуация и с Яндексом, только здесь это реализовано в действиях алгоритма, который сам не получает доход в виде процента от заказа, но обеспечивает его получение теми, кто создал данный алгоритм.
Есть ли человеческое лицо у Яндекса!? Наверное, всё таки есть, только мы его не видим и никогда не увидим, почему!? Да по нескольким причинам... Вот лишь основные – все действия и процессы происходят и руководствуются определённым алгоритмом, причём, алгоритм этот не контролируется конкретным человеком, который может внести корректировку или изменение в зависимости от конкретной ситуации. Алгоритм руководствуется аналитической статистикой и поэтому очень часто в зоне «повышенного спроса» в течение длительного времени не можешь получить никакой заказ.
Даже, если в этой зоне больше нет других машин, может и совсем не быть заказов, но алгоритм считает, что они должны быть, поэтому используется повышающий коэффициент, а заказов фактически нет. Ситуация может измениться лишь через какое-то время, в зависимости от того, какие параметры заложены в этот самый алгоритм.
Следующий момент – взаимодействие с клиентами и водителями, ведь они также подчиняются определённым алгоритмам. Нужно учитывать и понимать тот факт, что водители далеко не ангелы, а весьма изобретательные люди, которые длительное время взаимодействуют с системой и в результате начинают узнавать её достоинства и недостатки, но также приходит и понимание «слабых» сторон. В этом случае бОльшая определённая часть водителей старается обмануть систему. Фейковые заказы, «самолёт» - это всего лишь цветочки, а в оранжерее всех случаев очень много и ягодок. Что же в этом случае делает система – она начинает защищаться! Что же происходит на самом деле!? На самом деле производится корректировка алгоритма, в которые закладываются аналогичные ситуации и в этом случае водитель, который и не думал нарушать установленные правила, а тем более обманывать систему, может получить статус «мошенника», потому что его действия так квалифицировала система. Аналогичная ситуация и с пассажирами, среди них аферистов не очень честных людей тоже достаточно, причём, определённая часть из них, в силу своего опыта и образования, прекрасно знает, как работает любая аналогичная система и они обманывают её не хуже, а в некоторых случаях и более умело, чем таксисты. Поэтому и в добропорядочном пассажире система может увидеть мошенника, хотя пассажир действительно столкнулся с неадекватным поведением водителя.
Что же в этих условиях предпринимает Яндекс!? Ничего не предпринимать он не может, потому что потеря пассажиров грозит потерей прибыли, а отсутствие водителей сделает невозможным получение прибыли. В такой ситуации Яндекс вынужден часть своих доходов пускать на нейтрализацию негатива, который испытывают и пассажиры, и водители. Причём негатив может возникать и в реальной ситуации, и быть связан с неправильной работой алгоритма. Так и возникают промокоды, которые выдаются недовольным пассажирам за счёт компании, а не за счёт водителя, также появляются промокоды для водителей, которые страдают от пассажиров и тоже не за счёт пассажиров.
Безусловно, всемогущий алгоритм не позволит работать агрегатору в минус, но здесь все действия алгоритма базируются на статистике, которая показывает, что заниматься следственными действиями, чтобы разобраться кто прав, а кто виноват «себе дороже», проще выдать промокод. Однако, если статистика выявляет виновного или дело принимает общественный резонанс, то тут месть Яндекса будет страшна! Водителя отключают от доступа к приложению и он не сможет получать заказы, аналогичная участь постигнет и пассажира. Правда, обойти ограничение пассажиру гораздо легче, чем водителю, но это уже совершенно другая история.
Сказать, что Яндекс не знает этого и не пытается хоть как-то повлиять на ситуацию, это будет не правда. Поэтому в противовес тому, о чём я написал, Яндекс вынужден держать штат техподдержки. Конечно, это никакая не техподдержка – это «дешёвые» наёмные работники, которые при всём своём желании, а не факт, что оно у них есть, не могут каким-либо образом повлиять на работу алгоритма. Чаще всего роль данных работников очень сильно напоминает систему оценки пассажира, ни на что не влияет, но психологически расслабляет, создавая «эффект присутствия». Так и здесь, присутствие техподдержки создаёт иллюзию того, что кто-то проанализирует ситуацию и придёт тебе на помощь. Только на помощь прийти они чаще всего не имеют никакой технической возможности, вот и пишут всякую чушь, поддерживая эффект присутствия!
Один из наших политиков обратился к бизнесу с просьбой думать не о доходах, а думать о ситуации в стране. Не знаю, как к этой просьбе отнесётся бизнес, но в силу ряда обстоятельств всем таксистам в ближайшем обозримом будущем придётся жить и работать по этой схеме. Будем думать не о доходах, а о том, как бы выжить в нынешних условиях, умудриться осуществлять перевозку по действующим тарифам, при этом изыскать деньги на обслуживание и ремонт имеющегося автомобиля, а в дальнейшем и на приобретение нового. В прочем, об этом думать не надо, надо думать, как за минимальное количество времени оказать максимальное количество услуг, т.е. перевезти максимальное количество пассажиров, которые в этом нуждаются!
Это реальные факты, с которыми сталкиваются в повседневной жизни и водители такси, и пассажиры. Но всё ли так плохо или опять скажут, что таксист решил поплакаться о своей нелёгкой жизни!? Боже упаси, факты и только факты. Продолжим рассматривать Яндекс как работодателя. Что же ещё полезного и разумного предлагает нам уважаемый агрегатор!? Яндекс первый из агрегаторов начал страховать ответственность и перед водителями, и перед пассажирами на случай ДТП. Понятно, что на это его подтолкнули определённые события, видимо, опять статистика показала аналитикам, что проще страховать, чем принимать участие в судебных тяжбах и портить свой имидж, но факт остаётся фактом. Это реальная забота о своих «сотрудниках». А вот и последняя фишка от Яндекса, правда, ей уже где-то полгода:
Я застраховался, но пока, слава Богу, воспользоваться этой услугой не доводилось! Что же ещё нам предлагает агрегатор № 1!? Зоны повышенного спроса и доплата до «минималки».
В регионах она реализована по принципу выполнения определённого количества заказов и гарантированной суммы оплаты, в московском регионе просто доплата до минимальной стоимости поездки. Огромное количество информационного материала, в том числе предложение бесплатной юридической консультации прямых партнёров, пирожки с кофе из Макдоналдс на Новый год за 1 рубль и многое другое – всё это, на самом деле, очень напоминает «заботу» работодателя о своих работниках.
Итак, я бы хотел подвести итог и высказать свою собственную точку зрения. Имея значительный личный опыт работы на производстве, могу сказать, что в современной России большинство реальных работодателей не вступают юридически в трудовые отношения со своими работниками, проще говоря, не осуществляют их оформление никак! Да, это противоречит законам РФ и является нарушением ТК (трудовой кодекс), но это общеизвестный факт. Яндекс, в принципе, по отношению к водителям копирует данную ситуацию. Лично у меня складывается ощущение, что ЯндексGo фактически является работодателем, обеспечивая таксистов заказами работой и навязывая предъявляя им определённые требования, формируя критерии оценки результатов труда, мотивируя на выполнение этих целей, контролируя выплату денежных средств (полностью, если стоит только безналичная оплата) и фактически производя оплату за выполненную работу. Недаром на Западе постоянно муссируется вопрос об оформлении водителей в штат агрегатора. Я сейчас веду речь не об этом, я просто на основе фактов делаю собственные выводы. Получается, что в этом плане Яндекс не сильно отличается от многих реальных работодателей, которые не оформляют своих сотрудников. При этом система мотивации и доплат, по сравнению с реальными работодателями, здесь очень достойная, лично у меня вызывающая восхищение! Как написал один из читателей: «Яндекс умудрился создать систему, которая заставляет мотивирует работать за баллы и оценки!» Молодец, что сказать!
Теперь самое главное, уровень дохода… Много говорить я здесь не хочу и не буду, потому что, если наёмный работник считает, что его трудовые усилия не соответствуют финансовому вознаграждению, то он либо решает вопрос с повышением своей заработной платы, либо пишет заявление об увольнении. И через 14 календарных дней максимум «И свобода вас встретит радостно у входа…». Решить вопрос индивидуально с повышением дохода в такси НЕВОЗМОЖНО, потому что фактически Яндекс – это социальный проект за наш счёт, а про индивидуальность я уже писал. Нет здесь индивидуальности, «мой номер 345..», всё подчиняется его Величеству Алгоритму! Поэтому, плакаться действительно не имеет смысла и лелеять иллюзию «профсоюза» или надеяться на результат от «забастовок» не имеет смысла!
Поэтому, могу всем коллегам-таксистам порекомендовать простой и обычный алгоритм, при этом писать заявление об увольнении и ждать 14 дней не нужно, искать другое место работы! Да, уважаемые коллеги, к сожалению, всё подчиняется именно этому пониманию и рассчитывать, что что-то изменится в ближайшем будущем в лучшую сторону – очередная опасная иллюзия! Моё глубокое убеждение, что будет только хуже, с учётом стоимости нового авто и содержания автомобиля! А пока либо не думать о доходах, а думать о ситуации в стране, либо менять сферу деятельности, либо работать и пытаться выжить в наших новых реалиях!
О результатах своей работы за два дня в новых реалиях речь и пойдёт в моей следующей статье, в которой на цифрах и фактах расскажу, что происходит в сфере такси!
Спасибо, что дочитали до конца! Всем безопасных дорог, адекватных водителей и воспитанных пассажиров!