«Стильный и представительный» — так могут сказать о ГАЗ «М-1» сегодня. «Проходимый и незаменимый» — такие качества автомобиля ценили в советское время. 16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошёл первый советский легковой автомобиль — ГАЗ «М-1», легендарная «эмка», как в народе называли машину.
Рассказываем историю авто, ставшего символом эпохи.
Доработанный Ford
Вообще история Горьковского автомобильного завода началась с того, что в 1929 году власти СССР заключили соглашение с американской корпорацией Ford Motor Company о строительстве в тогда Горьком (ныне — Нижнем Новгороде) завода для производства грузовых и легковых автомобилей. Нашим мастерам изначально нужно было просто собирать американские машины.
Затем, уже в 1930-е годы, Горьковский автозавод приспособил фордовские модели под условия русских дорог (и русской зимы!). Оригинальные автомобили ГАЗ стали появляться под руководством выдающегося инженера Андрея Липгарта. Он был главным конструктором автозавода в 1930-е, 1940-е и в начале 1950-х годов.
Так, основой для ГАЗ «М-1» стал Ford Model B (в США модель начали выпускать в 1934 году), однако зарубежную конструкцию наши специалисты посчитали «неженкой». В планах было создать более мощную и проходимую машину.
В 1936 году наш ГАЗ носил имя главы советского правительства Вячеслава Молотова, поэтому «М-1» в названии автомобиля расшифровывалось как «Молотовец-1». Правда, в народе легковушку все ласково называли «эмкой».
Появление ГАЗ «М-1» ознаменовало собой создание на Горьковском автозаводе отечественной автомобильной конструкторской школы, переход от сборки фордовских моделей к выпуску автомобилей собственной конструкции.
Круглые крылья, высокий капот с узкой решёткой радиатора, массивные хромированные бамперы. Изящная и просторная, в стране эта машина стала первым легковым автомобилем с цельнометаллическим закрытым кузовом типа «лимузин», или, более распространённым у нас названием, — седан. Основную часть выпуска составили авто, окрашенные в чёрный цвет с красной полосой сбоку.
Ну а главным отличием советской и американской машин был двигатель.
Если сегодня в современных авто мы привыкли к климат-контролю, подогреву сидений и разной автоматике, то именно в модели ГАЗ «М-1» появляются интересные мелочи, вроде форточек, подвижных сидений, ножного переключателя дальнего света.
Представительный и надёжный
Любимая всеми «эмка» потрудилась в мирное время и послужила в военные годы.
С одной стороны, конструкция авто и модернизированный двигатель в 50 лошадиных сил позволяли выбраться из любого болота, проезжать по разбитым дорогам. Именно проходимость «эмки» сделала её незаменимой в военное время. Кроме того, в годы Великой Отечественной войны выпускались и броневые модификации.
С другой стороны, машина по тем временам была невероятно красивая. Неудивительно, что ГАЗ «М-1» представлял страну на всемирной выставке в Париже в 1937-го, лозунгом которой был «Искусство и техника в современной жизни». Наряду с разработкой горьковчан павильон СССР украшал другой символ эпохи — скульптура «Рабочий и колхозница», выполненная по проекту Веры Мухиной.
ГАЗ «М-1» стал первой массовой советской легковушкой, использующейся как такси, в том числе в Москве и Ленинграде.
С момента выпуска и до середины 40-х годов «эмка» была чуть ли не единственным легковым автомобилем на дорогах страны. Отметилась машина и в кино: ГАЗ «М-1» можно увидеть, например, в фильмах «Волга-Волга», «Живые и мёртвые».
Судьба ГАЗ «М-1»
Полюбившаяся многим «эмка» стала родоначальником целого семейства автомобилей. На её базе выпускали тягачи, фаэтоны, модификации с 6-цилиндровым двигателем. В частности, на основе М-1 создали первую в мире легковую полноприводную машину ГАЗ-61 (предтеча всех внедорожников).
Серийный выпуск базовой модели остановили в 1942 году, но некоторые модификации, продолжали делать до середины 50-х. Символом послевоенного времени стала другая разработка ГАЗа — легендарная М-20 «Победа».
В общей сложности ГАЗ выпустил более 80 000 модификаций «эмок».
Кстати, в Нижнем Новгороде проходит фестиваль ретромашин «Горький классик». Предлагаем посмотреть видео с прошлого года. Заезд был посвящён 800-летию Нижнего Новгорода. В нём приняли участие около 100 автомобилей, произведённых на Горьковском автозаводе.
***
А вы знали историю этой машины родом из Горького?