В Евангелии от Луки находится притча, которая вызывает много вопросов. Иисус рассказал о некоем богатом хозяине имения, который нанял управителя своего большого хозяйства. Кто-то донес на управителя, обвинив его в расточительстве имения. Не уточняется было ли это справедливым обвинением, или клеветой.
Когда управитель понял, что его неминуемо грозит увольнение «призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лук.16:5-8).
На первый взгляд совершенно непонятно за что же хозяин похвалил управителя. Ведь он фактически пытался обмануть господина и на последок нечестно на нем нажиться. За что же его хвалить?
Прежде всего, управителя хвалят за догадливость (смекалку, разумность), а не за честность. Но если только это, тогда получается, что Христос поощряет Своих последователей искать выход из трудных обстоятельств, подражая людям неправедным, чего быть однозначно не может.
Проф. Лопухин, ссылаясь на пpoт. Бyткевича, делает такое предположение: «домоправитель скинул со счетов должникам только то, что приходилось ему самому, так как он писал раньше в расписках, и ту сумму, за которую сдавал землю арендаторам по согласию со своим господином, и ту, какую намеревался присвоить лично себе. Так как теперь уже не было возможности для него получить выговоренную им для себя сумму - он уходил со службы, - то он и переменил расписки, не нанеся этим решительно никакого ущерба своему хозяину, потому что тот свое все же должен был получить».
Если так, то действительно управителя можно похвалить за догадливость.
Самым важным является вывод из притчи: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук.16:9).
Почему богатство называется неправедным?
Дело в том, что деньги, вопреки распространенному мнению, не являются духовно нейтральными, но оказывает на людей духовное влияние. Причем чем большие деньги, тем большее влияние.
Действительно, человеку свойственно полагаться на свои средства. Когда возникает сложная ситуация, то бедный верующий сразу обращается за помощью к Богу, тогда как у богатого есть и другой источник помощи – деньги.
Тем не менее, помня об этой опасности, владеть деньгами не является грехом. Грехом можно назвать неправильное использование богатства. Как же им правильно пользоваться?
Приобретать друзей для вечной жизни. Это как?
Мы можем финансово поддерживать церковь в целом, а также разные ее проекты, направленные на проповедь Евангелия Иисуса Христа. Таких миссионерских проектов достаточно много, в том числе и в интернет сфере.
Вкладывая богатство неправедное в благовестие, мы «приобретаем себе друзей» для жизни вечной.