Эту молитву составил в IV столетии известнейший наставник духовный жизни, выдающийся христианский подвижник преподобный Ефрем Сирин. И это не просто покаянные слова, это, своего рода, символ Великого поста, имеющий целью очищение внутреннего естества человека и исцеления в нем тех духовных недугов, которые препятствуют его утверждению на пути, ведущему к Небесному Отечеству.
Произнося данный текст, после каждого прошения полагается совершать земные поклоны, поскольку тело человека неотделимо от его души и также должно участвовать в деле спасения цельной человеческой личности. До Никоновских реформ земные поклоны полагались и во время 12-кратного повторения воззвания: «Боже, очистя мя грешного!», однако в настоящее время принято в этой части молитвы совершать поклоны до пояса.
КЕМ БЫЛ ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН
В древности этого Божьего угодника за его способности поэтически излагать духовные проповеди именовали «сирийским пророком». Иногда «сладкозвучным соловьем пустыни» или «церковной ласточкой». Творец щедро наделил его духовной мудростью и способностью доступно разъяснять божественные истины всем трудящимся над спасением своей души.
Доподлинных сведений о том, кем были родители этого праведника, нет. Церковные исследователи указывают на источники, повествующие, что отдаленные его предки причислялись к беднейшим слоям населения и жили за счет подаяний. Однако деды и родители преподобного уже значительно преуспели в материальном благополучии, они занимались земледелием и жили достаточно обеспеченно, ведя при этом благочестивый образ жизни. Жили они близ Нисибина (или, по некоторым рукописям, Низибии) – небольшого городка в Междуречье, в северо-восточной его области.
Отцу будущего подвижника при его рождении было видение, как из уст грудного младенца вырастает плодоносная виноградная лоза, на ветвях которой зреет множество дивных ягод. И к сладкими тем плодам отовсюду слетаются птицы, которых становится все больше и больше. Это видение образно пророчествовало о том, что родился в мире великий проповедник, который приведет к Господу через свои вдохновенные проповеди и рукописные труды множество страждущих человеческих душ. Некоторые источники, правда, утверждают, что это чудесное видение было ниспослано не отцу преподобного, а самому подвижнику в отроческие годы.
Искушений же в жизни Ефрема было немало. Он сам признавался в письменных творениях, что были в его жизни и периоды духовных колебаний, и приступы гнева и раздражительности, а порой его ум одолевали и плотские помыслы. Изменилось все после того, как однажды, будучи несправедливо осужденным в несовершенном им преступлении, пребывая в темнице, он увидел в видении некоего светозарного мужа, поведавшего Ефрему, что не бывает в жизни человека несправедливого наказания, и что за каждым из людей наблюдает Всевидящее Око Божие. Сей светлый муж объяснил будущему подвижнику, что если тот обстоятельно поразмыслит и припомнит все свои прошедшие деяния, то непременно поймет, что и наказание послано ему по заслугам. С этого то времени в душе преподобного и произошел коренной переворот: он твердо уверовал в существование Всевидящего и Вездесущего Небесного Владыки, зорко наблюдающего за каждым из Его творений.
Ефрем посвятил себя монашеству. Он сделался учеником святителя Иакова Нисибинского – прославленного учителя Церкви, который был епископом его родных мест. По молитвам святителя Иакова и его ученика Господь однажды спас их город от разорения персами.
Впоследствии преподобный длительное время подвизался недалеко от Эдессы – древнего города, в церкви которого хранился запечатленный на плащанице Нерукотворный Образ Спасителя. Здесь он проповедовал, вразумлял обращающихся к нему за наставлениями прихожан, трудился над толкованием Священного Писания и над созданием богослужебных песнопений. В Сирийской Православной Церкви тексты, составленные подвижником, звучат на службах Рождества и Крещения Спасителя, Страсной Седмицы, Светлого Христова Воскресения и прочих значимых дат. Его сочинения настолько просты и понятны, что каждый обращающийся к ним черпает там для своей души неоценимую пользу.
Угодник утверждал: «Тело оживляется духом, а дух верою!» Это изречение означает, что без веры душа человека безжизненна, поскольку лишена живой мысли и цели, - а это неминуемо приведет ее к катастрофе. Поэтому душа человека во всякий час должна быть исполнена покаяния, то есть духа исправления, и тогда она твердо будет стоять на спасительном пути.
Преставился подвижник в июне 373 г. Разные источники указывают различную дату: в некоторых упоминается 9 июня, в некоторых 15, 18 или 19 число.
ПОЧЕМУ МОЛИТВУ ПРП. ЕФРЕМА СИРИНА ПРИНЯТО ЧИТАТЬ В ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Эту замечательную молитву мы часто произносим в невеселый великопостный период потому, что она имеет своей целью осуществить то, ради чего мы постимся: очистить наше сердце от властвующих там духов праздности, уныния, любоначалия, от нецеломудренных помыслов и гордого самоутверждения, чтобы потом поселить в нем, напротив, начатки Христовых добродетелей, таких как смирение, кротость, братолюбие и прочее. Вот потому-то и повторяют эту молитву так часто во время богослужений, сочетая словесные прошения с земными и поясными поклонами, чтобы постепенно, мало по малу, уходили из нашего сердца гнездящиеся в нем пороки и нечистота, и оно становилось чистым и совершенным. Настоятель храма Всех Святых в Красном Селе, известный многим протоиерей Артемий Владимиров, однажды высказался об этом «процессе» так: «Когда мы, взяв корзину с илом или землей, начинаем постоянно промывать ее водой, мало по малу, через ее отверстия уходят прах и нечистота, и перед нами появляется чистая тара. Таково и наше сердце: если мы постоянно «промываем» душу словами молитвы Ефрема Сирина, Бог Своей благодатью очищает его и на душе у человека становится прекрасно и легко».
КОГДА НАЧИНАЕТСЯ И ДО КАКОГО ДНЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЧТЕНИЕ В ХРАМАХ МОЛИТВЫ ЕФРЕМА СИРИНА
Слова этой покаянной молитвы начинают звучать на богослужениях еще до наступления великопостного периода. Ее читают в приходах уже в среду и пятницу Сырной Седмицы, подготавливая верующих к наступающему времени духовного очищения.
Последний же раз они произносятся В Великую Среду, в завершающей части Божественной литургии, и в дальнейшем на службах звучат уже особые тексты Страстной Седмицы.
ТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ
ЧТО ТАКОЕ ПРАЗДНОСТЬ
Данное понятие означает бездействие, близкое к лени и объясняемое душевной пустотой. Подобная пустота, если не заполнять ее постоянно мирской суетою, заставляет человека испытывать невыносимую тоску и скуку. Не случайно в данном тексте рядом с праздностью стоит дух уныния, ведь, с точки зрения святых учителей, праздность, лень и уныние – понятия близкие, образно выражаясь, это «сообщающиеся сосуды», в которых один порок вытекает из другого. Молитва же и труд – главнейшие условия спасения, в то время как пребывание без дела в христианстве всегда считалось грехом. Подобно тому, как невозделываемая почва зарастает сорняками, душа, над преображением которой не трудятся, заполняется скверными помыслами и желаниями, и быстро растлевается.
Здесь уместно вспомнить житие прп. Антония Великого, которого посланный с Небес Ангел, наставляя правильно вести благочестивую жизнь, учил сочетать земные труды с духовным деланием, говоря: «Поступай так и спасешься!»
ЧЕМ ОПАСНО УНЫНИЕ
Учителя Церкви считают этот порок «родным братом» праздности, поскольку душа человека, не получая духовной пищи, не может не унывать. Душа всегда стремится к Горнему Отечеству, подсознательно осознавая, что не может удовлетвориться одними только земными чувствами и благами, не способными ее насытить. Но от лености у нее нет сил добыть это необходимое ей питание, и тогда человек начинает унывать, духовно ослабевать и опускать руки, - наступает «духовная безжизненность». Происходит это оттого, что нет у человека общности с Господом, как с Источником Жизни. И если не побороть вовремя этот чуждый человеческому естеству дух, может наступить крайняя его стадия – отчаяние, при котором разум человека помрачается настолько, что действия его могут привести к катастрофе или же греху самоубийства.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОНАЧАЛИЕ
Это отравляющая страсть, выражающаяся в желании властвовать над другими. Часто она бывает скрытой. Первым в любоначалие впал Денница, и потому, подверженные этому пороку люди уподобляются сатане.
Патриарх Кирилл пояснил суть данного порока так: «Если власть понимается как источник удовольствия и наслаждения от того, что твоей воле подчиняются другие, то тогда власть становится соблазном, искушением и гибелью для человека. Вот именного от такого восприятия и переживания власти молитвой святого Ефрема Сирина мы просим Бога нас оградить».
ЧТО ТАКОЕ ПРАЗДНОСЛОВИЕ
К пороку праздности близок грех празднословия - то есть пустых отвлекающих разговоров и рассуждений о том, о чем христианину рассуждать не должно. Святитель Тихон Задонский наставлял: «Истинный постник тот, кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия», а святитель Феофан Затворник писал: «Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души. Если их открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие и просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту - язык, которому дается воля говорить, что он хочет».
Святые учителя утверждают, что за каждое праздное слово человеку придется держать ответ перед Господом, поскольку дар слова дан людям ради великой цели, и не должно с легкомыслием разбрасываться им без всякой нужды.
Празднословию родственны сквернословие, кощунственные высказывания и прочее осквернение уст. Принято считать, что человек, не властвующий над собственной речью, не в состоянии контролировать и все свое существо. В обыденной жизни это называется распущенностью.
ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ
Это драгоценнейшая христианская добродетель, противоположная греху блуда. Иногда, лишь прожив большую часть жизни, люди начинают осознавать то страшное опустошение, которое произвело в них нехранение данной добродетели. Ищущий Бога человек не может состояться как христианин, если он нецеломудренен.
ЧТО ТАКОЕ СМИРЕННОМУДРИЕ
Эта добродетель – одна из граней смирения, когда оно рождается не под влиянием окружающих обстоятельств, а непосредственно в разуме человека. Часто призираемое в миру, смирение - величайшая добродетель пред Лицом Божиим. Из-за утраты смирения дьявол восстал на своего Творца и был низвергнут с Высоты Небесной, не оставив, однако, при этом гордости. Поскольку мир земной находится во власти лукавого, все в нем исполнено самоутверждения: сила, власть и материальные блага имеют в нем высочайшее значение. Подобное умонастроение мерзостно Создателю и неминуемо бывает наказано. Учителя Церкви предостерегают, что, как только дух гордости коснется самого усердного подвижника, вся его жизнь и все положенные им труды делаются никчемными, все прошедшие его подвиги обесцениваются пред Очами Господа. Тот, кто хочет снискать Божию Благодать, должен воспитать в себе смирение Его Воле.
О ВАЖНОСТИ ТЕРПЕНИЯ И ЛЮБВИ
Святые учителя образно сравнивают терпение с «раствором, все скрепляющим в духовной жизни». Верующие люди нуждаются в терпении, без которого не получится подвизаться ни в молитве, ни в изучении Божьего Слова, ни в воздержании, ни в каких-либо других богоугодных делах. Даже скорби и болезни нужно уметь сносить безропотно, не смущаясь тем, что не видно быстрых результатов духовных трудов.
Любовь же – царица всех добродетелей. Без нее все остальные подвижнические делания никакой цены не имеют. Без нее невозможны крепкие связи между людьми. Сам Искупитель, прибывая в миру, указал на любовь как на отличительную черту Своих учеников, по которой их можно будет узнать среди прочих проповедников. Однако любовь должна быть разумной и пронизанной духом евангельских заповедей, чтобы цельная человеческая личность не стала зависимой от окружающих, порой не хотящих ничего знать о Боге, и не подверглась растлению.
В ЧЕМ ЕЩЕ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА
Хотя эта молитва ассоциируется, в первую очередь, с Великим постом, ее, тем не менее, отнюдь не запрещено произносить и в прочее время года, если сердце верующего человека чувствует в ней потребность.
• ее произносят в моменты приступов гнева и злости
Когда нас «накрывает волна» злобы, гнева или требующей отмщения обиды, можно воспользоваться словами этой молитвы, поскольку в ее тексте присутствует прошение о даровании таких добродетелей как неосуждение ближнего и способности зреть собственные прегрешения. Из-за этих наполняющих душу скверной пороков нам кажется скверной и вся окружающая нас жизнь. Внимательно же рассмотрев свои согрешения и раскаявшись в них, и одновременно испрашивая у Господа смирения, мы делаемся гораздо менее вспыльчивыми и перестаем злиться на окружающих, поскольку усматриваем уже духовным зрением, что и сами то поступаем ничуть не лучше.
• молитву читают в унынии
Уныние, согласно святоотеческому наставлению, есть «расслабление на все доброе», происходящее от внутренней духовной незаполненности. Противоположная ему добродетель – трезвение, то есть бдительное наблюдение за состоянием своего ума и сердца. Слова же данного молитвенного обращения взывают к Всемогущему Создателю о помощи в отсечении греховных помыслов и настроений, наполнении сердец верующих благодатью и не допущения их зависимости от духа уныния.
• эту молитву читают ради преодоления ненависти между людьми
Между нами и нашими ближними иной раз пролегает враждебная тень. Молитвой же за притесняющих и оскорбляющих друг друга людей можно остановить в их душах движение пагубной страсти. Ведь еще преподобный Лев Оптинский наставлял: «Первейшее и самое нужнейшее средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молитва о них по заповеди Христовой».
Держащего внутри себя зло человека победить можно лишь противоположными добродетелями: любовью и незлобием. Так учил Искупитель и таковы святоотеческие наставления. Поэтому молитва Ефрема Сирина, содержащая просьбу об исполнении внутреннего естества человека благодатными качествами души, помогает воссоздать между конфликтующими сторонами добрые отношения. Умонастроение людей меняется, и появляется благочестивое произволение снять остроту и напряженность враждебной обстановки.
ЛЮБИМАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОЭТА
Эта дивная молитва была любима не только великими учителями Церкви и непорочными женами, но и великим отечественным поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, творчески переложившим творение преподобного Ефрема Сирина на поэтический лад. В конце июля 1836 года в его душе родились следующие строки:
«Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи».
Удивительным остается тот факт, что по знаменательному стечению обстоятельств великий поэт ушел из жизни 10 февраля - в день памяти преподобного Ефрема Сирина…
#религия #православие #эзотерика #саморазвитие #семья