Найти в Дзене
Незримая помощь

МОЛИТВА ПРП. ЕФРЕМА СИРИНА. О главной молитве Великого поста

Эту молитву составил в IV столетии известнейший наставник духовный жизни, выдающийся христианский подвижник преподобный Ефрем Сирин. И это не просто покаянные слова, это, своего рода, символ Великого поста, имеющий целью очищение внутреннего естества человека и исцеления в нем тех духовных недугов, которые препятствуют его утверждению на пути, ведущему к Небесному Отечеству.

Произнося данный текст, после каждого прошения полагается совершать земные поклоны, поскольку тело человека неотделимо от его души и также должно участвовать в деле спасения цельной человеческой личности. До Никоновских реформ земные поклоны полагались и во время 12-кратного повторения воззвания: «Боже, очистя мя грешного!», однако в настоящее время принято в этой части молитвы совершать поклоны до пояса.

КЕМ БЫЛ ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН

В древности этого Божьего угодника за его способности поэтически излагать духовные проповеди именовали «сирийским пророком». Иногда «сладкозвучным соловьем пустыни» или «церковной ласточкой». Творец щедро наделил его духовной мудростью и способностью доступно разъяснять божественные истины всем трудящимся над спасением своей души.

Доподлинных сведений о том, кем были родители этого праведника, нет. Церковные исследователи указывают на источники, повествующие, что отдаленные его предки причислялись к беднейшим слоям населения и жили за счет подаяний. Однако деды и родители преподобного уже значительно преуспели в материальном благополучии, они занимались земледелием и жили достаточно обеспеченно, ведя при этом благочестивый образ жизни. Жили они близ Нисибина (или, по некоторым рукописям, Низибии) – небольшого городка в Междуречье, в северо-восточной его области.

Отцу будущего подвижника при его рождении было видение, как из уст грудного младенца вырастает плодоносная виноградная лоза, на ветвях которой зреет множество дивных ягод. И к сладкими тем плодам отовсюду слетаются птицы, которых становится все больше и больше. Это видение образно пророчествовало о том, что родился в мире великий проповедник, который приведет к Господу через свои вдохновенные проповеди и рукописные труды множество страждущих человеческих душ. Некоторые источники, правда, утверждают, что это чудесное видение было ниспослано не отцу преподобного, а самому подвижнику в отроческие годы.

Искушений же в жизни Ефрема было немало. Он сам признавался в письменных творениях, что были в его жизни и периоды духовных колебаний, и приступы гнева и раздражительности, а порой его ум одолевали и плотские помыслы. Изменилось все после того, как однажды, будучи несправедливо осужденным в несовершенном им преступлении, пребывая в темнице, он увидел в видении некоего светозарного мужа, поведавшего Ефрему, что не бывает в жизни человека несправедливого наказания, и что за каждым из людей наблюдает Всевидящее Око Божие. Сей светлый муж объяснил будущему подвижнику, что если тот обстоятельно поразмыслит и припомнит все свои прошедшие деяния, то непременно поймет, что и наказание послано ему по заслугам. С этого то времени в душе преподобного и произошел коренной переворот: он твердо уверовал в существование Всевидящего и Вездесущего Небесного Владыки, зорко наблюдающего за каждым из Его творений.

Ефрем посвятил себя монашеству. Он сделался учеником святителя Иакова Нисибинского – прославленного учителя Церкви, который был епископом его родных мест. По молитвам святителя Иакова и его ученика Господь однажды спас их город от разорения персами.

Впоследствии преподобный длительное время подвизался недалеко от Эдессы – древнего города, в церкви которого хранился запечатленный на плащанице Нерукотворный Образ Спасителя. Здесь он проповедовал, вразумлял обращающихся к нему за наставлениями прихожан, трудился над толкованием Священного Писания и над созданием богослужебных песнопений. В Сирийской Православной Церкви тексты, составленные подвижником, звучат на службах Рождества и Крещения Спасителя, Страсной Седмицы, Светлого Христова Воскресения и прочих значимых дат. Его сочинения настолько просты и понятны, что каждый обращающийся к ним черпает там для своей души неоценимую пользу.

Угодник утверждал: «Тело оживляется духом, а дух верою!» Это изречение означает, что без веры душа человека безжизненна, поскольку лишена живой мысли и цели, - а это неминуемо приведет ее к катастрофе. Поэтому душа человека во всякий час должна быть исполнена покаяния, то есть духа исправления, и тогда она твердо будет стоять на спасительном пути.

Преставился подвижник в июне 373 г. Разные источники указывают различную дату: в некоторых упоминается 9 июня, в некоторых 15, 18 или 19 число.

преподобный Ефрем Сирин. Вариант иконографии.
преподобный Ефрем Сирин. Вариант иконографии.

ПОЧЕМУ МОЛИТВУ ПРП. ЕФРЕМА СИРИНА ПРИНЯТО ЧИТАТЬ В ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Эту замечательную молитву мы часто произносим в невеселый великопостный период потому, что она имеет своей целью осуществить то, ради чего мы постимся: очистить наше сердце от властвующих там духов праздности, уныния, любоначалия, от нецеломудренных помыслов и гордого самоутверждения, чтобы потом поселить в нем, напротив, начатки Христовых добродетелей, таких как смирение, кротость, братолюбие и прочее. Вот потому-то и повторяют эту молитву так часто во время богослужений, сочетая словесные прошения с земными и поясными поклонами, чтобы постепенно, мало по малу, уходили из нашего сердца гнездящиеся в нем пороки и нечистота, и оно становилось чистым и совершенным. Настоятель храма Всех Святых в Красном Селе, известный многим протоиерей Артемий Владимиров, однажды высказался об этом «процессе» так: «Когда мы, взяв корзину с илом или землей, начинаем постоянно промывать ее водой, мало по малу, через ее отверстия уходят прах и нечистота, и перед нами появляется чистая тара. Таково и наше сердце: если мы постоянно «промываем» душу словами молитвы Ефрема Сирина, Бог Своей благодатью очищает его и на душе у человека становится прекрасно и легко».

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ И ДО КАКОГО ДНЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЧТЕНИЕ В ХРАМАХ МОЛИТВЫ ЕФРЕМА СИРИНА

Слова этой покаянной молитвы начинают звучать на богослужениях еще до наступления великопостного периода. Ее читают в приходах уже в среду и пятницу Сырной Седмицы, подготавливая верующих к наступающему времени духовного очищения.

Последний же раз они произносятся В Великую Среду, в завершающей части Божественной литургии, и в дальнейшем на службах звучат уже особые тексты Страстной Седмицы.

ТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ

ЧТО ТАКОЕ ПРАЗДНОСТЬ

Данное понятие означает бездействие, близкое к лени и объясняемое душевной пустотой. Подобная пустота, если не заполнять ее постоянно мирской суетою, заставляет человека испытывать невыносимую тоску и скуку. Не случайно в данном тексте рядом с праздностью стоит дух уныния, ведь, с точки зрения святых учителей, праздность, лень и уныние – понятия близкие, образно выражаясь, это «сообщающиеся сосуды», в которых один порок вытекает из другого. Молитва же и труд – главнейшие условия спасения, в то время как пребывание без дела в христианстве всегда считалось грехом. Подобно тому, как невозделываемая почва зарастает сорняками, душа, над преображением которой не трудятся, заполняется скверными помыслами и желаниями, и быстро растлевается.

Здесь уместно вспомнить житие прп. Антония Великого, которого посланный с Небес Ангел, наставляя правильно вести благочестивую жизнь, учил сочетать земные труды с духовным деланием, говоря: «Поступай так и спасешься!»

ЧЕМ ОПАСНО УНЫНИЕ

Учителя Церкви считают этот порок «родным братом» праздности, поскольку душа человека, не получая духовной пищи, не может не унывать. Душа всегда стремится к Горнему Отечеству, подсознательно осознавая, что не может удовлетвориться одними только земными чувствами и благами, не способными ее насытить. Но от лености у нее нет сил добыть это необходимое ей питание, и тогда человек начинает унывать, духовно ослабевать и опускать руки, - наступает «духовная безжизненность». Происходит это оттого, что нет у человека общности с Господом, как с Источником Жизни. И если не побороть вовремя этот чуждый человеческому естеству дух, может наступить крайняя его стадия – отчаяние, при котором разум человека помрачается настолько, что действия его могут привести к катастрофе или же греху самоубийства.

-3

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОНАЧАЛИЕ

Это отравляющая страсть, выражающаяся в желании властвовать над другими. Часто она бывает скрытой. Первым в любоначалие впал Денница, и потому, подверженные этому пороку люди уподобляются сатане.

Патриарх Кирилл пояснил суть данного порока так: «Если власть понимается как источник удовольствия и наслаждения от того, что твоей воле подчиняются другие, то тогда власть становится соблазном, искушением и гибелью для человека. Вот именного от такого восприятия и переживания власти молитвой святого Ефрема Сирина мы просим Бога нас оградить».

ЧТО ТАКОЕ ПРАЗДНОСЛОВИЕ

К пороку праздности близок грех празднословия - то есть пустых отвлекающих разговоров и рассуждений о том, о чем христианину рассуждать не должно. Святитель Тихон Задонский наставлял: «Истинный постник тот, кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия», а святитель Феофан Затворник писал: «Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души. Если их открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие и просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту - язык, которому дается воля говорить, что он хочет».

Святые учителя утверждают, что за каждое праздное слово человеку придется держать ответ перед Господом, поскольку дар слова дан людям ради великой цели, и не должно с легкомыслием разбрасываться им без всякой нужды.

Празднословию родственны сквернословие, кощунственные высказывания и прочее осквернение уст. Принято считать, что человек, не властвующий над собственной речью, не в состоянии контролировать и все свое существо. В обыденной жизни это называется распущенностью.

-4
-5

ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ

Это драгоценнейшая христианская добродетель, противоположная греху блуда. Иногда, лишь прожив большую часть жизни, люди начинают осознавать то страшное опустошение, которое произвело в них нехранение данной добродетели. Ищущий Бога человек не может состояться как христианин, если он нецеломудренен.

-6

ЧТО ТАКОЕ СМИРЕННОМУДРИЕ

Эта добродетель – одна из граней смирения, когда оно рождается не под влиянием окружающих обстоятельств, а непосредственно в разуме человека. Часто призираемое в миру, смирение - величайшая добродетель пред Лицом Божиим. Из-за утраты смирения дьявол восстал на своего Творца и был низвергнут с Высоты Небесной, не оставив, однако, при этом гордости. Поскольку мир земной находится во власти лукавого, все в нем исполнено самоутверждения: сила, власть и материальные блага имеют в нем высочайшее значение. Подобное умонастроение мерзостно Создателю и неминуемо бывает наказано. Учителя Церкви предостерегают, что, как только дух гордости коснется самого усердного подвижника, вся его жизнь и все положенные им труды делаются никчемными, все прошедшие его подвиги обесцениваются пред Очами Господа. Тот, кто хочет снискать Божию Благодать, должен воспитать в себе смирение Его Воле.

-7

О ВАЖНОСТИ ТЕРПЕНИЯ И ЛЮБВИ

Святые учителя образно сравнивают терпение с «раствором, все скрепляющим в духовной жизни». Верующие люди нуждаются в терпении, без которого не получится подвизаться ни в молитве, ни в изучении Божьего Слова, ни в воздержании, ни в каких-либо других богоугодных делах. Даже скорби и болезни нужно уметь сносить безропотно, не смущаясь тем, что не видно быстрых результатов духовных трудов.

Любовь же – царица всех добродетелей. Без нее все остальные подвижнические делания никакой цены не имеют. Без нее невозможны крепкие связи между людьми. Сам Искупитель, прибывая в миру, указал на любовь как на отличительную черту Своих учеников, по которой их можно будет узнать среди прочих проповедников. Однако любовь должна быть разумной и пронизанной духом евангельских заповедей, чтобы цельная человеческая личность не стала зависимой от окружающих, порой не хотящих ничего знать о Боге, и не подверглась растлению.

-8
-9
-10

В ЧЕМ ЕЩЕ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА

Хотя эта молитва ассоциируется, в первую очередь, с Великим постом, ее, тем не менее, отнюдь не запрещено произносить и в прочее время года, если сердце верующего человека чувствует в ней потребность.

• ее произносят в моменты приступов гнева и злости

Когда нас «накрывает волна» злобы, гнева или требующей отмщения обиды, можно воспользоваться словами этой молитвы, поскольку в ее тексте присутствует прошение о даровании таких добродетелей как неосуждение ближнего и способности зреть собственные прегрешения. Из-за этих наполняющих душу скверной пороков нам кажется скверной и вся окружающая нас жизнь. Внимательно же рассмотрев свои согрешения и раскаявшись в них, и одновременно испрашивая у Господа смирения, мы делаемся гораздо менее вспыльчивыми и перестаем злиться на окружающих, поскольку усматриваем уже духовным зрением, что и сами то поступаем ничуть не лучше.

• молитву читают в унынии

Уныние, согласно святоотеческому наставлению, есть «расслабление на все доброе», происходящее от внутренней духовной незаполненности. Противоположная ему добродетель – трезвение, то есть бдительное наблюдение за состоянием своего ума и сердца. Слова же данного молитвенного обращения взывают к Всемогущему Создателю о помощи в отсечении греховных помыслов и настроений, наполнении сердец верующих благодатью и не допущения их зависимости от духа уныния.

эту молитву читают ради преодоления ненависти между людьми

Между нами и нашими ближними иной раз пролегает враждебная тень. Молитвой же за притесняющих и оскорбляющих друг друга людей можно остановить в их душах движение пагубной страсти. Ведь еще преподобный Лев Оптинский наставлял: «Первейшее и самое нужнейшее средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молитва о них по заповеди Христовой».

Держащего внутри себя зло человека победить можно лишь противоположными добродетелями: любовью и незлобием. Так учил Искупитель и таковы святоотеческие наставления. Поэтому молитва Ефрема Сирина, содержащая просьбу об исполнении внутреннего естества человека благодатными качествами души, помогает воссоздать между конфликтующими сторонами добрые отношения. Умонастроение людей меняется, и появляется благочестивое произволение снять остроту и напряженность враждебной обстановки.

-11

ЛЮБИМАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОЭТА

Эта дивная молитва была любима не только великими учителями Церкви и непорочными женами, но и великим отечественным поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, творчески переложившим творение преподобного Ефрема Сирина на поэтический лад. В конце июля 1836 года в его душе родились следующие строки:

«От­цы пу­стын­ни­ки и же­ны непо­роч­ны,
Чтоб серд­цем воз­ле­тать во об­ла­сти за­оч­ны,
Чтоб укреп­лять его средь доль­них бурь и битв,
Сло­жи­ли мно­же­ство бо­же­ствен­ных мо­литв;
Но ни од­на из них ме­ня не уми­ля­ет,
Как та, ко­то­рую свя­щен­ник по­вто­ря­ет
Во дни пе­чаль­ные Ве­ли­ко­го по­ста;
Всех ча­ще мне она при­хо­дит на уста
И пад­ше­го кре­пит неве­до­мою си­лой:
Вла­ды­ко дней мо­их! Дух празд­но­сти уны­лой,
Лю­бо­на­ча­лия, змеи со­кры­той сей,
И празд­но­сло­вия не дай ду­ше мо­ей.
Но дай мне зреть мои, о Бо­же, пре­гре­ше­нья,
Да брат мой от ме­ня не при­мет осуж­де­нья,
И дух сми­ре­ния, тер­пе­ния, люб­ви
И це­ло­муд­рия мне в серд­це ожи­ви».

Удивительным остается тот факт, что по знаменательному стечению обстоятельств великий поэт ушел из жизни 10 февраля - в день памяти преподобного Ефрема Сирина…

#религия #православие #эзотерика #саморазвитие #семья