На протяжении многих лет я задаюсь вопросом, чем можно объяснить культовый успех сериала «Её звали Никита» . Конечно, это не какой-то один фактор, а сумма всех составляющих, но если уж и искать «виновника торжества», то явно среди управляющего состава. На протяжении пяти лет Джоэл Сурноу стоял у руля этого сериала, будучи так называемым шоу-раннером, или главным продюсером. Попросту говоря, гендиректором. Без его ведома не принималось ни одно важное решение и не писался ни один сценарий. Сегодня я расскажу об этом человеке и его подходе к работе над «Никитой».
Джоэл Сурноу:
Я считаю, шоураннер — это как управляющий. У него в голове должен быть конечный результат. Нельзя просто быть хорошим сценаристом или хорошо уметь управлять людьми, нужно уметь и то, и другое. Нужно понимать, из чего складываются истории и что должно получиться в итоге: как всё будет выглядеть, звучать и т.п. Нужно уметь передать это видение другим людям, вдохновить их воплотить его в жизнь и нанять именно тех, кто на это способен. Это касается абсолютно всех. Прежде всего, сценаристов, конечно же, но и режиссёров, и актёров, и монтажёров, и художников по декорациям. Каждый должен понимать, каким ты видишь конечный продукт.
На заре своей карьеры Джоэл работал сценаристом, поэтому хорошо понимает все тонкости ремесла. Кроме этого он — прирождённый лидер.
Сначала у меня появляется идея, что я хочу увидеть в сериале, а затем я пытаюсь по максимуму добиться этого от своей команды. Например, художникам по декорациям я сказал, что нужно сделать футуристический антураж. Рокко Маттео затем разработал несколько вариантов и принёс статьи из журналов в качестве примера. Я выбрал те, которые мне понравились. Как только Рокко понял, что я от него хочу, я предоставил ему полную творческую свободу в деталях. То же самое с музыкой. Я сказал Блейну Джонсону (музыкальному продюсеру сериала), что музыка очень важна и что нужно подобрать что-то вроде Portishead, с такой же атмосферой. Он принёс пару вариантов для первой серии, мы вместе их прослушали и отобрали те, что нам понравились. То же самое со сценариями. Я сказал, что не должно быть много диалогов, что реплики должны быть очень лаконичными. По поводу костюмов я не хотел, чтобы персонажи носили галстуки и выглядели, как офисные работники. Я хотел, чтобы сериал выглядел стильно и футуристично. И так — с каждым подразделением создателей. Нельзя просто позволять всем делать, что они хотят, если это идёт вразрез с тем, что ты пытаешься донести до зрителя.
Иногда Джоэлу приходилось принимать сложные решения, и он часто вспоминал слова Оливера Стоуна:
Будь сильным. Будь лидером. Вступай в конфликты. Если кто-то из актёров пытается халтурить, скажи ему об этом. Если кто-то в команде не вытягивает, избавься от него. Не поддавайся эмоциям. Это бизнес, и на кону слишком многое. Не надейся, что всё просто сложится само собой. Иногда придётся быть «плохим парнем», иначе потом сам будешь всё исправлять. Ты должен добиться уважения каждого в команде.
При таком подходе очень просто скатиться к чрезмерному контролю, но Сурноу чётко дозировал своё вмешательство в творческий процесс. Он добивался того, чтобы у всех было единое видение конечного результата, а детали отдавал на разработку соответствующим отделам.
Каждый шоураннер должен осознавать таланты своих подопечных и позволить им выполнять свою работу. Если пытаться контролировать всё до мельчайшей детали, то это не даст людям раскрыться. Если кто-то будет делать мою работу за меня, то я буду уже не так вовлечён в процесс. Иногда, решая одну проблему, ты создаёшь кучу других. Так что главное здесь — это чтобы каждый в команде был вовлечён в творческий процесс.
Именно такой подход во время съёмок «Никиты» плюс взаимное доверие и уважение вдохновляли создателей сериала выкладываться по полной. Именно поэтому уникальный стиль сериала установился почти с самого начала и продержался до самого конца.
Шоу снималось одновременно в двух городах, и за поддержание творческой атмосферы Джоэл благодарен Джейми Пол-Року.
Нам крупно с ним повезло. Его все уважали, он умел находить лучшие таланты в Торонто, и он умел выстраивать дружественные отношения как со сценаристами, так и с ТВ-представителями. Он идеально сработался со всеми: со мной, с актёрами, со съёмочной группой, с продюсерами USA Network. Таких людей немного.
Джоэл — также один из немногих шоураннеров, умеющих находить общий язык с представителями телеканалов. Обычно вмешательство кого-либо со стороны каналов рассматривается съёмочной группой как нечто надоедливое, глупое и бесполезное. Опыт Джоэла Сурноу научил его другому отношению.
Поначалу я был надменным и резким. Думал, что у меня есть ответы на все вопросы. От такого подхода не было толку. С возрастом я стал проводить более чёткие границы между своими желаниями и замечаниями представителей телеканалов. По большому счёту, мне нравится работать с телеканалами. У меня много друзей в этой области, я понимаю их работу. Поэтому я пытаюсь сотрудничать с ними по максимуму. Но если их вмешательство начинает вредить творческому процессу, я становлюсь немного тираном. Этого нельзя избежать. В один прекрасный момент, работая над шоу, ты становишься «непопулярным» либо среди своих подопечных, либо среди руководителей.
За время своей работы Сурноу пришёл к выводу, что представители телеканалов куда лучше воспринимают материал, на который можно посмотреть. Поэтому он всегда старается предоставить им не голый сценарий, а набор сцен или отрывок из эпизода. В «Никите» это как нельзя более актуально, ведь очень многое в сериале передавалось не словами, а взглядами, музыкой, архитектурой кадра и т.п.
USA Network сами не знали, на что подписались, когда дали зелёный свет «Никите». Когда они прочитали сценарий первой серии, он показался им нормальным, но не более. Но когда они увидели саму серию, они сразу оживились, т.к. поняли, что наше шоу отличается от всех остальных.
После того, как представители телеканала дали добро на первые 13 серий, они предоставили Сурноу практически полную свободу действий. И он начал с того, что подобрал сценаристов, которым можно было доверять. С многими из них он работал ранее. Например, Сайрус Наурасте, написавший сценарий к первой серии «Никиты», сотрудничал с Сурноу во время съёмок сериала «Уравнитель» (Equalizer). С Робертом Кокраном Сурноу познакомился на площадке «Фэлкон Крест» (Falcon Crest). Джоэл старался подобрать сценаристов, у которых уже был опыт создания историй в жанре экшена и триллера. Также он обращал внимание и на личные качества сценаристов, ведь нужно было, чтобы каждый новичок хорошо ужился с постоянными авторами, и никто не перетягивал на себя одеяло.
Я всегда стараюсь поддерживать дух сотрудничества. В моих проектах нет места негативу. Нельзя, чтобы люди грызлись из-за идей, которые всё равно не сработают. Я такого просто не потерплю. Поэтому я стараюсь задать тон, создать ровную рабочую атмосферу.
Написание сценариев для «Никиты» всегда проходило в два этапа. На первой встрече создатели искали основную идею: обсуждали, какие фильмы им нравятся, какую историю они хотели бы увидеть, какие чувства испытать при просмотре. Например, в ходе подобного обсуждения они могли решить, что хотят сделать вариацию «Окна во двор» в рамках своего сериала. На втором этапе уже обсуждались конкретные сцены, выстраивалась подробная история. Когда общая схема была готова, одному из штатных сценаристов поручалось написание сцен и диалогов. Впрочем, иногда сценарист выбирался и на более ранней стадии.
Куда сложнее было организовать работу со сценаристами-фрилансерами, которых приглашали для написаниях единичных серий. Им, как правило, было сложно уловить дух сериала, т.к. они не присутствовали при его создании с самого начала, и подобные сценарии иногда приходилось переписывать с чистого листа. Когда такое происходит в мире шоу-бизнеса, имя нанятого фрилансера обычно убирают из титров, и, как следствие, он получает меньший гонорар. Однако, Джоэл Сурноу всегда уважительно относился к фрилансерам, и, даже если их сценарии приходилось переписывать, он всё равно указывал их имя в титрах и выплачивал полный гонорар.
Из всех сценаристов, работавших над «Никитой», только трое были женщинами. По словам Сурноу, это совпадение.
Каждый должен заслужить своё место в команде. Мы отказывались как от сценаристов-мужчин, так и от женщин. В конечном итоге, почти каждый сценарий редактировался мной, Майклом Лосеффым или Бобом Кокраном. Было очень много талантливых сценаристов, которые нам просто не подошли.
Большинство сериалов, над которыми Сурноу работал на протяжении своей карьеры, так или иначе можно отнести к жанру экшена/триллера. Однако, Джоэл смотрит на этот жанр несколько шире, чем можно было бы ожидать.
Я всегда пытался создать особый стиль, рассказать историю с помощью музыки или геометрии кадра, а не в диалогах. Мне интересно выходить за границы и удивлять зрителя, а не просто ловить плохих парней на экране. Что меня по-настоящему привлекает — это цена, которую приходится платить за борьбу со злом, и сделки, которые приходится заключать с дьяволом.
Что касается «Никиты», то практически сразу Джоэл понял, что привлекает аудиторию больше всего — это отношения Майкла и Никиты. Он высоко оценивает вклад, который здесь внесли Пета Уилсон и Рой Дюпюи, т.к. актёры добавили много от себя. Они развили своих персонажей куда больше, чем было прописано в сценариях.
Зрителям нравится, как актёры отыгрывают своих персонажей. Им нравится каждую неделю наблюдать за новыми событиями и реакциями Майкла и Никиты. Далеко не всегда дело в сюжете или в интригующем финале. Одна из задач сценариста — создать таких персонажей, чтобы зритель готов был идти за ними на край света.
Часто в сериале поднимались довольно мрачные темы, но Сурноу категорически не приемлет шокирующий визуал, обилие крови и т.п. С его точки зрения, к подобным темам нужно подходить очень аккуратно, и многое оставлять на воображение зрителю. Именно такой подход использовался во время съёмок сцен в Белой Комнате.
Я не люблю слэшеры. Мне кажется, те, кто смотрят подобные фильмы, в глубине души больны и кровожадны. Я считаю, куда более эффективный способ напугать зрителя — это оставить намёк и позволить ему самому додумать происходящее.
Ещё одно потрясающее качество Джоэла Сурноу — это умение управлять своим временем и расставлять приоритеты, чтобы добиться максимальной продуктивности.
Нужно быть эффективным, а не одержимым. Некоторые настолько обожают свою работу, что занимаются ей постоянно. Я уважаю таких людей, но у них наверняка нет семей.
На съёмочной площадке «Никиты» Джоэл всегда придерживался определённого распорядка: приходил ровно в 9, обедал не дольше 20 минут и уходил в 5 вечера. После работы он практически каждый день играл в теннис. По пятницам он брал выходной или работал из дома, чтобы провести время с детьми и семьёй. Каждая минута, проведённая им на площадке, была максимально продуктивной. Он успевал путешествовать между двумя городами (Лос-Анджелес и Торонто), лично просматривал сценарии к каждой серии, переписывал неудачные сцены, курировал съёмки текущего эпизода, проводил встречи с командой и т.п.
Я не какой-нибудь трудоголик. Смысл не в том, чтобы задерживаться на работе, а в том, чтобы выполнять свою работу эффективно, а затем идти домой к семье.
По материалам книги Кристофера Хейна «Внутри Первого Отдела».