Статья 3. Первый день семинара. Обучение
Доброго времени суток уважаемые подписчики и гости моего канала!
Начинаем третью часть обсуждения проведения семинара по улучшению процессов компании. Сегодня – это обучение или первый день.
Мы закончили подготовку! Считаем, что руководитель семинара выполнил все, что было необходимо (и описано в предыдущей статье). Наступил первый день семинара. Напомню, в первой статье я рассказывал, как отслеживается лист предложения по семинару на доске (см. рис. 1)
И от недели -4, подходим к неделе 0 и наступает первый день семинара. Он называется «Обучение». Почему? Отвечаю…
1. Потому что в этот день ничего по семинару не происходит, кроме обучения! Так должно быть
И…
2. Важно, чтобы команда, точнее вся команда, все ее члены понимали требования стандарта по проведению Кайдзен семинара и 100% знали, как работает внедряемый инструмент, что необходимо делать во время семинара
Напомню, мы взяли как пример, проведение семинара по улучшению ситуации с качеством продукции на одном из производственных участков, посредством проведения стандартизированной работы (SW).
Согласно плану, в первый день семинара, команда должна прибыть в назначенное место и назначенное время. По правилам, которые существовали в моей компании, все начиналось со знакомства и представления участников. Понятно, что подобное начало необходимо, если есть приглашенные со стороны специалисты или на семинар приехали гости с других заводов. Если собрались люди из одной компании, долгое время работающие бок о бок, в такого рода презентации смыла нет. Тем не менее, 3-5 минут для короткого представления участников друг другу уделить можно (мало ли, технолог никогда не пересекался с тем или иным оператором и наоборот). Также людям необходимо напомнить для чего все сегодня собрались и какая цель. Далее необходимо обсудить правила проведения семинара, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Следить за этим должен руководитель семинара и/или ответственный за внедрение бережливого производства в компании.
Итак, какие это должны быть правила:
1. Пользование гаджетами. Никто не должен пользоваться телефоном или ноутбуком без разрешения руководителя семинара. Это должно быть жестко! Ноутбуки закрыть, заглядывать в почту и что-либо делать, только с разрешения. Телефоны можно не выключать, но звук необходимо выключить. Никто нас не может оградить от важных звонков. Если член команды получил таковой и необходимо ответить, то нужно получить разрешение от руководителя;
2. План семинара. Его нужно озвучить на первых минутах семинара. Команда должна четко представлять, что она будет делать в течении всего времени. Необходимо показать план на всю неделю, по дням и по шагам. Важно сразу получить от команды обратную связь. Далее будет легче, не хотелось бы никому получить сюрприз в ходе семинара или еще хуже, в конце его;
3. Временные рамки (начало, перерывы, обед и конец). Это тоже очень важно, самое главное это обсуждается заранее!
4. Отвлечения по работе, если есть необходимость. Друзья, поверьте, я не помню ни одного семинара, чтобы кого-то по срочным делам не отпустить. Но, договаривайтесь сразу, только по срочным делам. Какого бы ранга не был или какие бы «погоны не носил» член команды семинара, он обязан объяснить причину будущего отсутствия, время отсутствия и получить разрешение на отсутствие. Возможно, что руководитель семинара попросит отложить отсутствие на некоторое время, закончить начатое дело.
Итак, познакомились и обсудили организационные моменты. Руководитель семинара начинает обучение. Так же обучение может провести и ответственный за внедрение бережливого производства. Вот основные принципы и вещи, которые должны быть озвучены во время обучения:
- Конфиденциальность документации и информации. Во многих компаниях, все то, что касается бережливого производства и эффективности процессов, является конфиденциальной информацией. Поэтому обязательно уделите этому внимание, а самое главное, что правила конфиденциальности должны быть формализованы, персонал обучен и все это надо включить в презентацию обучения;
- Место данного инструмента в производственной системе предприятия. Пару слайдов надо сделать для демонстрации что такое производственная система компании, на каких столпах она стоит, какое место в иерархии ее занимает данный инструмент, на что он повлияет. Standard Work – это продуктивность, эффективность производственных процессов и развитие рабочих мест;
- Введение в инструмент. Концепция инструмента. Для чего он необходим. Что преследует во время внедрения и как работает после внедрения. Что может не получиться, какие типовые мероприятия могут быть внедрены или какой опыт внедрения в компании (группе компаний);
- Элементы инструмента. Документация, чек-листы для заполнения данных, роли членов команды, карты процессов, принципы картирования, потери процесса;
- Обзор/рассмотрение Листа Запроса семинара. Должное количество времени необходимо уделить рассмотрению этого листа. Во время 4-х недельной подготовки, данный лист заполняется и пополняется информацией, которая напрямую относится к семинару и соответственно ее надо изучить;
- Что нужно будет сделать для описания состояния «до». Да, это часть обучения, но подробнее в следующей статье;
- Что нужно будет сделать для описания состояния «после». Тоже, подробности позже, в последующих статьях;
- Как формировать план действий;
- Как будет трансформироваться подотчетное место;
- Что необходимо будет сформировать в виде документов;
- Необходимо ли внедрения еще одного инструмента. В нашем случае при проведении Standard Work, очень часто необходим 5S;
- Как будет формироваться отчет;
- Как будет отслеживаться план действий.
Друзья, на этом закончен 1 этап семинара – Обучение. Пока писал данную статью, понял, что рассказал не все и не все уместилось. Есть предложение, после завершения этого цикла статей, сделать отдельную о конкретном семинаре (например, все тот же SW). Ну а далее статья о втором дне семинара. Пишите, пожалуйста, свое мнение и предложения в комментариях или на почту kylkodv1977@yandex.ru
Всем спасибо за внимание! «Увидимся» далее…