Найти тему
СамThink

Arx Fatalis - пост-апок в фентезийном мире

Оглавление

Добра! Читая новости, начинаешь готовить себя к худшему. И дабы немного отвлечься я решил запустить старенькую игру Arx Fatalis. И по итогу прошёл её на одном дыхании, с парой оговорок.

Arx Fatalis (2002) это первая игра студии Arkane. К сожалению, игра была далека до идеала в техническом плане, собственно как и сейчас, так как к существующим, добавились проблемы совместимости, разрешением экрана и размером UI, так как большая часть игры замешана на взаимодействии с интерфейсом. Но многие проблемы чинится довольно просто: нужно скачать фанатский порт - Arx Libertalis (требует наличия игры).

В этом посте я не буду углубляться в описание игры и лишь напишу свои ощущения от неё, а за более подробной информацией вы можете перейти по ссылке.

Об игре я узнал в то время, когда погружался в Dark Messiah Of Might And Magic, это было примерно тогда, когда должен был появиться новый проект от Arkane - Dishonored и за предзаказ бонусом шла та самая "первая игра студии". Подумав, что халявная игра не повредит, тем более, что "Тёмный Миссия" мне в целом зашёл, я скачал игру и... провалился в неё с головой.

Гоблину зубы жмут... или мне.
Гоблину зубы жмут... или мне.

Игра встречает нас видеороликом с предысторией и кратким описанием мира, в котором погасло солнце и всем расам, пришлось отбросить свои распри и сплотиться перед лицом опасности (что собственно не мешало бы сделать и нам). На планете Экзоста не нашлось своего Брюса Уиллиса, который бы слетал зажечь светило, а потому все существа дружно скрылись в старых гномьих шахтах. Собственно и неба над головой игрок не увидит, разве что есть возможность посмотреть в телескоп - картина печальна и похожа на нашу Луну.

Создав персонажа: выбрав внешность из набора готовых моделек, раскидав очки в характеристики. По сути выбор между магом, воином, вором/ассасином или их вариаций. Игра передаёт нам в управление нашего персонажа - парня с амнезией, что хорошо, так мы на равне с героем ничего не знаем об этом мире.

Меню характеристик.
Меню характеристик.

Игра поразила меня своими возможностями, разумеется в Ultima Underworld, чьим ремейком по сути и является Arx Fatalis, я не играл... к своему стыду до сих пор. Я люблю когда в играх куча возможностей, именно по этому я влюбился в своё время в первый Fallout, где любой предмет можно было попытаться применить где угодно и на чём угодно, другое дело, что не всегда был результат.

Я бы разделил игру на три секции:

Взаимодействие с миром

Сюда отношу: бои, стелс, стрельбу, в общем стандартный игровой набор. Но есть особенности, например можно бросить сырую еду (рыба, рёбрышки, тесто) к источнику тепла, как еда начинает шкворчать и готовиться. Крысы съедают сыр, нажимные плиты срабатывают от положенного на них предмета. Помимо прочего есть сторонние активности: можно ловить рыбу и ковать мечи.

Еда нужна не только и не столько как аптечка, сколько как еда. Да, герой может проголодаться и даже умереть, но проблем с едой я не заметил.

Бой. Противники маневрируют, уклоняются, а некоторые используют магию
Бой. Противники маневрируют, уклоняются, а некоторые используют магию

Работа с инвентарём

Тут игра сродни головоломкам, разные предметы можно комбинировать между собой. Например вышеупомянутое тесто можно получить путём смешивания воды и муки, а если после этого воспользоваться скалкой, то можно сделать лепёшку, но и это не конечный вариант. Похожим способом способом можно приготовить зелья, только для финального штриха потребуется не огонь, а перегонный куб.

Процесс изготовления зелий
Процесс изготовления зелий

Опять же рецепты зелий в игре очень простые, но для их приготовления нуны бутыли, которые игрок находит на уровне. Причём бутыль может быть и заполнен какой-либо жидкость: вином, водой, другим зельем.

Помимо прочего из инвентаря можно и взаимодействовать с предметами разбросанными в мире. Например скалку можно не переносить в инвентарь для взаимодействия с тестом.

Процесс добычи золота. Просто дважды кликните на кирке, а после на руде.
Процесс добычи золота. Просто дважды кликните на кирке, а после на руде.

Место в инвентаре ограничено, но в ходе игры может быть увеличено в три раза. Некоторые предметы можно комбинировать для экономии места. Например можно скомбинировать верёвку с палкой, получим удочку. Бутылочки можно наполнить водой или же наоборот опустошить, для группирования в один стак (до 10), или можно (нужно) купить у торговца кольцо для ключей, так место в инвентаре можно сэкономить ещё сильней.

Магия

Она же руны. Зажимая кнопку (Ctrl) игрок может рисовать на экране различные символы, которые после превращаются в заклинания. Тут есть загвоздка: изначально герой не не может рисовать всё что угодно, необходимо будет найти в мире эти самые руны, после чего в книжке появятся возможные комбинации доступные игроку, но не все, некоторые зависят от умения героя. Есть скрытые, тут нужно следить за некоторыми NPC (НИП), а можно и подобрать наугад.

Битва с личем, Магия, которую он кастует можно повторить, если герой знает нужные руны
Битва с личем, Магия, которую он кастует можно повторить, если герой знает нужные руны

Есть магия, которая позволяет зачаровать оружие, а для этого придётся и повозиться в инвентаре и по итогу кастануть магию на оружие перед собой. Тем самым взаимодействие происходит на всех трёх уровнях.

Важно отметить, что игра позволяет сохранить три комбинации на будущее. То есть особо сложную магию, можно скастовать заранее, а использовать уже в бою.

Так же с помощью магии вводятся внутриигровые читы, знание рун для них не требуется. Но будьте готовы, что в ходе экспериментов Вы вызовите сильнейшего демона.

Мир игры

Сам мир поделён на секции - этажи, с загрузками на переходах, но я бы сказал, что он открытый. Так как Вы всегда можете пойти в любом направлении, если у вас и/или вашего персонажа хватит умения.

Довольно часто приходится ходить туда-сюда. Некоторые области могут оказаться закрыты после определённых событий, некоторые же наоборот откроются. В основном это касается поселения людей.

Для удобства игрока, в игре предусмотрена функция быстрого перемещения в виде портала на каждом уровне. Правда портал доступен не сразу и активируется с помощью рун, заклинание в журнале не отмечается, приходится или гуглить, или умудриться запомнить жест, который нам покажет NPC. От и до портала нужно топать ножками.

Процесс активации портала
Процесс активации портала

Помимо порталов в игре есть потайные пути, активировать которые можно спрятанными кнопками, но не все доступны сразу, некоторые изначально заблокированы или сломаны, но в противном случае игра бы проходилась за 10 минут.

По итогу мне понравилось, как игра ловко переплетает между собой разные уровни взаимодействия. Играя в третий раз, до меня дошло, что некоторые двери можно выбивать. К сожалению пройти я её смог именно в этот раз, да и то, местами пользовавшись различными руководствами прохождения.

Так как не всегда понятно - это игра сломалась, или ты не смог обнаружить какой-то предмет, скрытый рычаг. А некоторые загадки просто сложно понять, так как я привык, что взаимодействие с объектами всегда видно, но иногда правильный предмет нужно не использовать, а просто выбросить/положить. Опять же локации весьма запутанны и в поисках правильного решения можно пройти не один десяток километров туда-сюда, иногда рычаг впереди открывает, что-то там, где ты уже был. Но при этом всегда есть возможность найти то, что ты в первый раз упустил.

-10

Особенно сложности возникли в последние часы игры, в "лабиринте заблудших душ", нужно было использовать рычаги в правильном порядке, так как доступ к ним появляется при определённых условиях. А так же я не мог найти последний элемент для открытия двери в логове злодея, но это можно было списать на мою усталость.

Благодаря видео этого автора, я таки вышел из этого лабиринта (приветы можно не передавать, он меня не знает).

И всё таки для меня эта игра лучшая из всего, что делали Arkane. А концовка в игре вселяет надежду, что даже такой обречённый мир как в Arx Fatalis (fatalis - не для красного словца) всё ещё можно спасти.