Найти тему

Тема «Нормы питания» - практическая работа и одновременно подготовка к ОГЭ. Урок биологии в 8 классе

Надеюсь, дорогие подписчики извинят меня за долгое молчание. Школьная программа на месте не стоит, а я что-то притормозила. Позволила себе две недели простоя. Пауза, конечно, затянулась, но сегодня начинаю исправляться.

По плану у меня урок «Нормы и режим питания. Практическая работа Нормы питания». Хотя он у меня значится как урок закрепления и обобщения материала, центральное место в нем занимает решение задачи № 29 ОГЭ. Поэтому готовлю раздатки с задачами и таблицы: калорийности продуктов и энергозарат при занятии разными видами спорта.

Можно, конечно, зайти на какой-нибудь ресурс, где публикуют эти вещи, но я не люблю зависеть от Интернета. Есть Интернет — заходим, нет Интернета — достаю раздатки. Поэтому на всякий случай лежат в папочке.

На первом этапе урока запланирована работа с учебником. В издании Пасечника В.В. с аммонитом на обложке просматриваем стр. 142-146, ищем ответы на следующие вопросы:

  • что такое энергетические затраты?
  • каковы они у разных людей?
  • почему энергозатраты разных людей отличаются?
  • что такое пищевой рацион?
  • что такое усвояемость пищи?
  • что такое режим питания?
  • какими бывают нарушения обмена веществ?

Попутно работаем с таблицами 2 и 3 на тех же страницах.

Следующий этап урока — решение задачи № 29 ОГЭ. Поскольку у меня все ученики всегда рассажены в группы по 4 человека, работа строится таким образом: сильные группы решают свой вариант задачи сами, со слабыми решаем вместе на доске.

Когда все работы проверены и ясно, что неумеющих решать такую задачу не осталось, переходим к следующему этапу. Он носит обобщающий характер и направлен как на осмысление изученного, так и на развитие речи. Каждая группа обсуждает смысл одной из пословиц, после чего спикеры групп доносят сформулированное мнение до широкой, так сказать, общественности.

-2
  1. Не глотай, не прожевавши, не болтай, не подумавши (естественно, в этой пословице нас интересует главным образом первая ее часть).
  2. Сытое брюхо к учению глухо (иногда звучит такая интерпретация, что при изобилии товаров учеба не нужна, о как!).
  3. И калачи приедаются (однажды спросили, что такое калач).
  4. Аппетит приходит во время еды.
  5. Когда я ем, я глух и нем.
  6. Яблоко на ужин — врач не нужен.

Продолжаем обобщать и закреплять. Мое любимое — биологические задачи. На текущем уроке решаем две (вторая часто остается на дом, но тоже хорошо — больше времени подумать).

Задача 1. Прием 150 г мяса, дающих 150 ккал, вызывает значительно более продолжительное чувство насыщения, чем прием 100 г хлеба, дающих 300 ккал. Почему?

Задача 2. Яйцо положили на инкубацию, предварительно его взвесив. Когда вылупился цыпленок, взвесили его и то, что осталось от яйца. Была ли обнаружена разница?

Рисунок для того, чтобы ученики не говорили, что цыпленок будет весить меньше, потому что он без скорлупы, пленок и тому подобного.
Рисунок для того, чтобы ученики не говорили, что цыпленок будет весить меньше, потому что он без скорлупы, пленок и тому подобного.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!