Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авария субмарины /44. "Минога" - на краю гибели из - за двух "ошибок" экипажа

Подводная лодка была и остается боевой системой, в которой действия каждого ее элемента (человека, члена экипажа), каждый поступок или решение может стать гранью за которой жизни нет.

Продолжаем вспоминать различные аварии и происшествия с отечественными подводными лодками. Используем открытые доступные источники, их перечень - в конце статьи. Цель - вспомнить, сделать выводы, может быть это поможет правильно оценивать и современные события. Без обвинений, без "охоты на ведьм" и субъективизма

Представленный случай очень сильно напоминает эпизод, который описал В.С.Пикуль в своем романе "Моонзунд". Если вы помните, там по той же причине, которая описана в данной статье чуть не погибла подводная лодка "Волк". Сигнальщиком был Витька Скрипов, командиром лодки - известный в будущем Бахтин. Правда в романе подводная лодке удалось всплыть самой, отдав подкильный балласт. Но это роман, а здесь случай иной, реальный, который случился с подводной лодкой "Минога".

Для справки: подводная лодка «Минога» была построена на Балтийском заводе (Санкт-Петер­бург), вступила в строй в 1910 году. Была первой субмариной с дизель-электрической силовой установкой. Кроме дизелей на лодке, также впервые в мире, был уста­новлен винт регулируемого шага. Водоизмещение: 123/152 т, 10,5/5 узлов, 2 ТА.

Подводная лодка "Минога"
Подводная лодка "Минога"

Летом 1912 года подводная лодка входила в состав Учебного отряда подводного плавания Балтийского флота . Осенью 1912 гола командиром «Миноги» был назначен лейтенант А. Н. Гарсоев. До этого Гарсоев командовал подводной лодкой "Почтовый" и, перейдя на "Миногу", почти весь ее экипаж заменили экипажем с подводной лодки «Почтовый», с которым хорошо сра­ботался. Интересно, что в основном это были моряки сверхсрочной служ­бы, и казалось бы это должно было упростить освоение нового боевого корабля. Но произошел обратный эффект - с устройством новой подводной лодки сверхсрочники с "Почтового", полагаясь на свой опыт, зна­комились не особо вникая в тонкости и мелочи устройства ее систем, считая, что после «Почтового» им уже ничего не страшно. И как оказалось зря - именно по причине такой переоценки своих возможностей и произошла одна из серьезных и известных аварий первых отечественных подводных кораблей.

23 марта 1913 года из Либавы в 14 часов под командованием лейтенанта Гарсоева подводная лодка «Минога» отошла от пирса. На борту находилось 20 человек экипажа. И сразу начались "предзнаменования", )).

Отраба­тывая задним ходом, лейтенант, еще не зная точно инерции новой субмарины, ударился кормой о баржу, стоявшую у противоположной стороны ковша бухты. Баржа не пострадала, но разбился вдребезги двугла­вый орел, украшавший ахтерштевень субмарины. После всего случившегося, как тут не сказать - плохой знак!
Весна 1913 года, экипаж подводной лодки "Минога", среди них отмечены некоторые люди, о которых пойдет речь ниже - командир подводной лодки Лейтенант Герсдорф (5), боцман Гордеев (4), электрик унтер-офицер Назаревский (15)
Весна 1913 года, экипаж подводной лодки "Минога", среди них отмечены некоторые люди, о которых пойдет речь ниже - командир подводной лодки Лейтенант Герсдорф (5), боцман Гордеев (4), электрик унтер-офицер Назаревский (15)

Отойдя от пирса, «Минога» подошла в Либавскому маяку, где командир приказал боцману Гордееву передать семафор на сопровождавший их портовый катер «Либава», что начи­нает погружение. На катере находился посланный Гарсоевым рулевой матрос Гурьев, знающий как в случае аварии пользо­ваться телефоном на спасательном буйке. Передав семафор, боцман свернул семафорные флажки и засунул их под настил мостика рубки. Как выясниться позже, боцман положил флаж­ки прямо под открытый клапан шахты судовой вентиляции (первая "ошибка"). Часы на лодке показывали 16 часов дня.

Получив с постов все необходимые доклады, Гарсоев от­дал команду на погружение. Лодка, начав плавно уходить под воду, вдруг неожиданно быстро начала терять плаву­честь и, ударившись о грунт, легла на дно на глубине 11 мет­ров. Помпы немедленно выключили, на лод­ке воцарилась гнетущая тишина. Из машинного отделения доложили: "На площадке между дизелями вода"...

Лейтенант А.Гарсоев
Лейтенант А.Гарсоев

И вот здесь, как показал последующий разбор аварии, командир допустил ошибку (вторая ошибка). Он продул не все цистерны разом, одновременно осушая их реверсивными помпами, а по одной, по очереди. Это не давало шансов к спасению, ибо мошная струя воды, бившая из трюма, быстро компенсировала вес воды, откачанный за борт из цистерн, тем самым постоянно обеспечивая лодке отрицательную плавучесть.

Из дневников А. И. Гарсоева: «Уровень воды быстро повышался. Вероятно, не закрыл­ся клапан шахты судовой вентиляции. Ее труба как будто выходит в трюм, а клапан наверху на мостике. Про себя чертыхнулся, поскольку не был уверен, что дело обстоит именно так. Посмотрел чертежи бегло, для блезиру, пона­деялся на память - ведь изучал «Миногу» совсем недавно слушателем отряда. Как бы теперь не обошлось это доро­гой ценой... Ловил на себе взгляды матросов. Думал. При­казал отдать спасательный буй с телефоном».

В ходе выяснения причин один из унтер-офицеров (унтер-офицер 2-й статьи Иван Манаев) доложил, что при подготовке лодки к погружению почувствовал, что левый клапан судовой вентиляции "как-то не так идет и вроде бы до конца не закрывается". А то что сразу не доложил об этом объяснил тем, что подумал "что на «Миноге» всё иначе, чем на «Почтовом», ходит". Вот вам и сверхсрочники!

Попытка связаться с матросом не поверхности не удалась, спасательный буй удалось выбросить, но телефон молчал. Что происходило на поверхности не­известно. А тем временем экипаж «Миноги» начал бо­роться за живучесть корабля. Подняв деревянную решётку настила и осмотрев убран­ство трюма, определили, откуда хлещет вода. Предположе­ние подтвердилось - вода поступал из трубы вентиляции, заканчивающей­ся в трюме. Из-за большого сплетения трубопроводов, заг­лушить течь сразу не удалось, что вынудило разрубить тру­бу выше настила. Заклепать рваный патрубок не получалось и подводники стремились как пробку забить в него всё, что подходило для этих целей. В дело пошёл командирский ки­тель, зеленое сукно с его стола, занавески. Следующими на очереди оказались подушки, располосованные матрасы и да­же комплект кормовых флагов... Но вода прибывала и уже поднялась выше электродвигателя.

В этой критической ситуации перед экипажем встала новая опасность - угроза отравления людей пара­ми хлора, если вода дойдет до аккумуляторных батарей. В создавшейся обстановке нужно было чтобы вода затопи­ла аккумуляторы сразу, одновременно растворяя в себе большую часть губительного газа. Тогда можно было избежать сильного хлорообразования и отравления экипажа.

Понимая, что поднять лодку самостоятельно он не сможет, Гарсоев принял решение по­пытаться продуть остатками сжатого воздуха только кормовую балластную цистерну. И это решение было правильным - приказав всем перейти в корму, командир отдавал последние настав­ления и пустил сжатый воздух в балластную цистерну. Выдавливая воду, медленно, но остатками сжатого воздуха сумели приподнять корму. Тем временем вода в лодке хлы­нула в нос и быстро затопила 66 элементов аккумулятор­ной батареи системы «Мэто». Свет в отсеке тут же погас, но опасность умереть от хлора ушла, однако теперь жизни экипажу угрожал недостаток воздуха.

Собравшиеся в корме два десятка человек дышали губительной смесью хлора, углекислого газа, испарениями масла и соляра. И так проходили час, другой, третий. Люди теряли сознание. Кто-то стонал, кто-то бредил, у кого-то сдавали нервы. Морякам приходилось силой удерживать Назаревского. Разум человека не выдержал переживаний, человек буйствовал. Из-за большого дифферента на нос располагаться внутри лодки было крайне неудобно. Но, в то же время, максимально возможный дифферент созданный командиром давал шан­с на спасение. Лодка затонула на глубине 11 метров, а имея длину 32,6 метра, она, подняв корму, стала гораздо ближе к поверхности воды. Над водой стал виден кормовой флаг-шток субмарины. Это заметно облегчило работу спасателей.

Из рапорта начальника 1-й минной дивизии Балтийского моря командующему морскими силами Балтийского моря: «При первом же погружении лодка затонула, но так как над водой был ясно виден флаг на мачте, то Гурьев, не пред­полагая несчастья, продолжал держаться в 5 кабельтовых и только около пяти часов, подойдя вплотную к мачте, уви­дел выброшенный буй с телефоном. Волнение было настоль­ко велико, что взять с катера буй было нельзя без опасности порвать провод, почему Гурьев пошёл к плавучему маяку, где взял шлюпку с людьми и попросил подать тревожный сигнал... Сам Гурьев остался на шлюпке с маяка, которая подняла буёк, и таким образом вступил в связь с экипажем лодки».

Наконец, то телефонная связь с поверхностью была установлена. Гурьеву ответил электрик унтер-офицер Николаев, требовав­ший скорейшей помощи. Вскоре из порта подошёл дежур­ный миноносец, с него в шлюпку с телефоном прыг­нул капитан 2 ранга Плен, который и поддерживал связь с экипажем. Гарсоев по телефону спрашивал, не вышла ли корма, а если нет, то просил поднять её как можно скорее, чтобы показался кормовой люк.

Схема подводной лодки "Минога", цветом выделены аккумуляторные батареи (22)
Схема подводной лодки "Минога", цветом выделены аккумуляторные батареи (22)

Руководство спасательной операцией взял на себя на­чальник первой минной дивизии контр-адмирал Шторре. Для помощи лодке требовался 100-тонный плавучий кран, но к этому времени гражданские рабочие с крана, закончив работу и не зная об аварии, разошлись по домам. Требовалось время чтобы их собрать и вывести кран в море к месту ЧП. Поэтому на пер­вом этапе работ решили отправить к подводной лодке водолазов для обеспечения лодки воздухом и вентиляции её отравленной атмосферы. Место аварии было освещено прожекторами с подошедших кораблей. Но, к сожалению, ни один из воздушных шлангов поданных с транс­порта «Водолей» подсоединить к специальному клапану на рубке «Миноги» оказалось невозможно - не подходила резь­ба. Более того, один водолаз при этом чуть не погиб, запутавшись в своих же шлангах. Драматизм ситуации усилился, когда прошло сообщение, что по телефону никто не отвечает и слышны только стоны!

Только в 22:25 буксиры привели долгожданный 100-тонный кран и ещё только через час его поставили на якоря и начали готовить водолазы. Немалое время потребовалось водолазам и для того, что­бы заложить приспособления, применяемые для подъёма особо тяжелых грузов - гини. Надо было торопиться, подводники уже почти девять часов находились в атмосфере насыщенной хлором, надежда на спасение 22 членов экипажа падала. К полночи из лодки по телефону уже никто не отзывался.

Наконец то в 00:45 24 марта, могучая 100-тонная подъемная система плавкрана подняла корму «Миноги», которая стала видна в лучах прожекторов. Очень медленно над водой показались рули субмарины; горизонтальные, затем вертикальный. В лучах света блеснул бронзовый винт и остатки двуглавого орла. Клокочущая вода с шумом нарыва­лась из шпигатов кормовой палубной цистерны. Все увидели пустую нишу спасательного буя, и появившийся люк который тут же стал открываться изнутри. Значит, кто-то всё же был жив! Первыми со шлюп­ки на палубу подводной лодки бросились три офицера - лейтенанты Никифораки, Герсдорф и мичман Терлецкий слушатели учебного отряда подводного плавания.

Буксировка подводной лодки "Минога" после аварии
Буксировка подводной лодки "Минога" после аварии
Позже в своем рапорте адмирал Шторре напишет: «По пояс в воде они помогали поднимать люк и пооче­редно вытаскивали спасенных. Лейтенант Гарсоев был поднят восьмым. Люди передавались на шлюпки, а с них на кран и транспорт «Водолей». Внешность и состояние были ужас­ны после всего ими пережитого. Лейтенант Гарсоев, командир лодки, бывший последнее время без сознания, пришёл в чувство как только открыли люк, его вынесли на кран, где положили вблизи котлов... В лодке оставался ещё рулевой боцманмат Иван Гордеев, который был в командирской руб­ке отрезан водой от кормового отсека, с ним переговарива­лись и, он сообщил, что воздуха ему довольно, но извлечь его из рубки до откачивания воды нельзя.
Лейтенанты Никифораки и Герсдорф, мичман Телецкий неоднократно спускались в лодку, доставая оттуда ослабев­ших и измученных людей и по сообщению этих офицеров, беззаветно преданных служебному долгу, покачавших вы­дающийся пример отваги, воздух в лодке даже при oткры­том люке был невозможен, они задыхались в нём. Для ос­вобождения Гордеева воду из лодки стали откачивать пор­товые буксиры «Либава» и «Аванпорт». Вода убывала мед­ленно, в течение часа и 45 минут уровень её всё же удалось понизить настолько, что лейтенант Никифораки мог пере­дать Гордееву доску, по которой он сполз и сам вышел из люка; на поверхности воды плавали масло и кислота, по­ступавшая из аккумуляторов».

По докладу командира подводной лодки «Минога» лей­тенанта Гарсоева, "...поведение рулевого боцманмата Гордее­ва во время аварии является выдающимся, выше всякой похвалы: ни на минуту не потерявший самообладания под­бадривающий всех окружающих нижних чинов словами, личным примером и распорядительностью боцманмат Гор­деев за несколько времени до того, как открыли люк, при­нял лодку от лейтенанта Гарсоева, позвавшего его с этой целью и сейчас же потерявшего сознание. Выносливость боцманмата Гордеева изумительна: он пробыл в затонув­шей лодке долее всех, был спасен около 3-х часов ночи, от всякой помощи отказался, и сейчас же справился об учас­ти командира и остальных нижних чинов...".

Через 6 дней после аварии Гарсоев был награждён «чи­ном старшего лейтенанта за отличие по службе», а боцман­мат Гордеев стал унтер-офицером 2-й статьи.

Тут можно выразить удивление, так как если верить источникам, то именно боцман Гордеев засунул злосчастные сигнальные флажки в неположенное место, в результате чего клапан не сработал?

В мае 1913 года состоялось судебное разбирательство осо­бого Кронштадского военно-морского суда.

Подводная лодка "Минога" в доке
Подводная лодка "Минога" в доке
Из приговора: «Причиной происшедшего 23 марта сего года потопле­ния на Либавском рейде подводной лодки «Минога» было то, что оставленный в кожухе рубки неубранный свёрток ветоши с двумя семафорными флажками попал под клапан вентиляционной трубы и не дал возможности плотно зак­рыть его, вследствие чего при погружении лодки в боевое положение, вода через упомянутый клапан стала вливать­ся в трюм и лодка, потеряв плавучесть, опустилась на дно на глубине 33 фута, где пробыла с 4 часов дня до 12 часов 3 минут ночи когда силами порта была поднята на поверхностъ и все бывшие в лодке спасены … однако многие ее части получили повреждения, исправление коих исчисляется в сумме 20 тысяч рублей».

Начальник учебного отряда подводного плавания контр-адмирал П.П.Левицкий, его помощник капитан 2 ранга А.В.Никитин и старший лейтенант А.Н.Гарсоев предстали перед особым присутствием Кронштадтского военно-морского суда. Гарсоева и капитана 2 ранга А.В.Никити­на суд оправдал.

О Гарсоеве в приговоре сказано: «Хотя он и не проявил надлежащей заботливости при вышеупомянутом погружении, в отношении безопасности этого испытания и не оценил своевременно и должным образом внезапно возникшие обстоятельства при потере лодкой плавучести, тем не менее, в последующих своих действиях, проявил полное присутствие духа и распорядительность, сумел поддержать бодрость в команде, всё время работавшей с выдающейся энергией, благодаря чему лодка и продержалась под водой до того момента, когда ей была оказана помощь».

Начальнику учебного отряда подводного плавания контр-адмиралу П. П.Левицкому объявили замечание за плохой контроль (как говорится - "командир отвечает за всё"). А извлечённый из этого ЧП практический урок сослужил хо­рошую службу - на всех последующих лодках русского флота клапаны вентиляции открывались только внутрь корпуса.

Интересно, что завершив восстановительный ремонт, «Минога» вновь вступила в строй. Особо отличившиеся при приведении ПЛ в порядок после аварии также не остались незамеченными. Став­ший начальником бригады подводных лодок П.П.Левицкий объявил бла­годарность помощнику командира «Миноги» лейтенанту фон Эльснеру, вместе с ним нижние чины, участвовавшие в ре­монте лодки, заслужили адмиральское спасибо В ту пору такой похвалой из уст адмирала можно было гордиться.

Что касается "Миноги" то ее и ее экипаж впереди ждали боевые действия в годы Первой мировой и Гражданской войны, и не только на Балтике.

Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.